+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Регламент рассмотрения жалоб в фас

Содержание

Порядок рассмотрения жалобы в фас

Регламент рассмотрения жалоб в фас

В НАЧАЛО РЕГЛАМЕНТА ФАС

3.24. Рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии контролирующего органа.

3.25. Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы. При этом первым днем считается день, следующий за днем поступления жалобы в контролирующий орган.

3.26.

Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить Комиссии конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе документацию об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе (в том числе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме), котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме), протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.

3.27. Оператор электронной площадки обязан представить Комиссии документы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме, и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением сведений об участниках размещения заказа, конфиденциальность которых оператор электронной площадки обязан обеспечивать в соответствии с Законом о размещении заказов.

3.28. Заявитель, Заказчик, оператор электронной площадки и заинтересованные лица вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить для участия в рассмотрении жалобы своих представителей.

Подтверждение полномочий физических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом.

3.29. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии.

К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы) (далее – привлеченные лица).

В случае если при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки выявляются признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, то внеплановая проверка проводится в отношении действий (бездействия) указанных лиц с их уведомлением о проведении внеплановой проверки.

В случае отсутствия на заседании Комиссии одной из сторон либо нескольких сторон заседание комиссии может быть перенесено на более позднюю дату.

При переносе даты рассмотрения жалобы срок ее рассмотрения не продлевается и не может составлять более пяти рабочих дней со дня ее поступления.

В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо нескольких сторон.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

Рассмотрение жалобы Комиссией на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

На заседании Комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом Комиссию.

Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены должным образом, такие лица вправе присутствовать на заседании Комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

3.30. Председатель Комиссии либо в отсутствие председателя его заместитель, осуществляющий его обязанности (далее – Ведущий заседание):

– открывает заседание Комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;

– разъясняет сторонам, участвующим в рассмотрении жалобы, и иным заинтересованным лицам их права и обязанности;

– разъясняет порядок рассмотрения жалобы, уведомляет о том, что при рассмотрении жалобы ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы;

– руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

– принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения жалобы.

3.31. Рассмотрение жалобы по существу начинается с сообщения заявителя об обжалуемых действиях (бездействии) Заказчика, оператора электронной площадки о своих требованиях, а в случае отсутствия заявителя с сообщения сотрудника контролирующего органа о фактах, изложенных в жалобе заявителя.

В случае отсутствия лиц, направивших возражения на жалобу, сотрудником контролирующего органа также сообщается о содержании таких возражений.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик, оператор электронной площадки дают возражения по фактам, указанным в жалобе заявителя. Заинтересованные и привлеченные лица вправе давать свои пояснения по жалобе в устной и (или) письменной форме.

3.32. Комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

3.33.

Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц, а также передает копии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании Комиссии, испрашивает необходимые документы для ознакомления. Комиссия вправе получать объяснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки.

3.34. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии.

При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня ее поступления в контролирующий орган.

Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.

При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с того момента, на котором заседание было прервано.

В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии или на заседание Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, оператор электронной площадки, заявитель), отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.

3.35. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение.

Решение принимается Комиссией простым большинством членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии. В случае если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.

При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.

Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Жалоба признается частично обоснованной в случае, если установлены не все указанные в такой жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона о размещении заказов. В этом случае Комиссия принимает решение о том, что соответствующий довод жалобы не относится к компетенции контролирующего органа.

По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает решение о наличии в действиях (бездействии) Заказчика, оператора электронной площадки нарушений, установленных в ходе рассмотрения такой жалобы и проведения внеплановой проверки.

3.36. Решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть.

В случае если в результате рассмотрения жалобы или проведения внеплановой проверки территориальным органом и ФАС России по одному и тому же размещению заказа вынесены решения (выданы предписания), противоречащие друг другу полностью или частично, решение (предписание) территориального органа действует и выполняется в части, не противоречащей принятому решению (предписанию) ФАС России.

Решение (предписание) Комиссии является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

3.37. В случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.

3.38. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.

Неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ФАС

Источник: https://44fzrf.ru/poryadok-rassmotreniya-zhaloby-v-fas/

Фас – как оформить жалобу, сроки подачи и рассмотрения жалобы

Регламент рассмотрения жалоб в фас

Довольно часто для урегулирования конфликтной ситуации с юридическим лицом вовсе не обязательно обращаться в суд. Достаточно направить жалобу на рассмотрение в ФАС.

Эта служба наделена обширными полномочиями, позволяющими пресекать случаи превышения должностных полномочий, навязывания услуг путем обмана, нарушения законодательства в сфере рекламы, совершения коллективных манипуляций с целью искусственного завышения цен.

В каких случаях можно подать жалобу

Федеральная антимонопольная служба занимается:

  • надзором за сохранением здоровой конкуренции на современном рынке и пресечением правонарушений, связанных с использованием методов недобросовестного ведения конкурентной борьбы и монополизацией в любой сфере деятельности;
  • контролем над исполнением законодательных требований в отношении естественных монополий;
  • контролем над соблюдением законодательных норм в сфере гос.закупок для нужд муниципальных и федеральных структур;
  • регулированием в рекламной сфере;
  • разрешением прочих вопросов в антимонопольной сфере.

Согласно актуальным законодательным нормам, жалоба в ФАС может быть принята также от частного или юридического лица и рассмотрена соответствующим образом.

Уполномоченные сотрудники рассмотрят вопрос по существу, проведут расследование и вынесут свой вердикт. Если факт нарушения законодательных требований будет установлен, то правонарушитель получит предписание на устранение своих ошибок.

Все решения, принятые уполномоченными представителями ФАС, подлежат публикации в открытом доступе.

Подача жалобы становится основанием для полной проверки всей процедуры закупки. Довольно часто контролирующая инстанция признает жалобы необоснованными, но и эта ситуация оборачивается для заказчика серьезными неприятностями.

АС может выявить в ходе проверки иные нарушения и инкриминировать их участнику аукциона. При несущественных нарушениях заказчик может не получить официальное предписание, если своевременно исправил недочеты.

Тем не менее, его деятельность в дальнейшем будет находиться под строгим контролем.

Профессиональные юристы не рекомендуют своим клиентам при возникновении малейшего недопонимания с партнером писать заявление в ФАС. Этот инструмент следует использовать, если вы не сомневаетесь в собственной правоте.

Довольно распространены ситуации, когда заказчик направляет обращение, не имея представления о законодательных нормах и тонкостях. В действительности, это его позиция является ошибочной.

Инстанция проведет проверку и закроет дело, а заказчик впредь не станет работать с таким поставщиком.

Подача жалобы в контролирующую инстанцию возможна, если заявитель:

  • имеет основания сомневаться в добросовестности проведения аукциона/торгов с участием муниципального или государственного заказчика;
  • выиграл тендер на поставку товара, а заказчик отказывается принимать партию;
  • считает, что государство или муниципальный орган продвигают интересы одного из участников тендера/аукциона в ущерб другим компаниям;
  • имеет основания полагать, что определенная организация нарушила законодательство в сфере участия в конкурентной борьбе;
  • выявил факт сокрытия заказчиком существенных условий проведения торгов/аукциона в части количества и характеристик товара, их стоимости и комплектации

Как оформить жалобу в ФАС

Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.

Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу.

При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам.

Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.

Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.

При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения.

Порядок подачи заявления

Обращение может быть передано в уполномоченную инстанцию одним из перечисленных ниже способов:

  1. в электронной форме через официальный интернет-портал;
  2. через отправку заказного письма с уведомлением о вручении и описью вложений по почте;
  3. при личном визите в ведомство.

При передаче заявления в ФАС 44 ФЗ будет основополагающим документом, определяющим требования к проведению закупок. Важно соблюсти не только сроки передачи жалобы, но и верно выбрать подразделение службы. Следует выбирать в качестве адресата территориальное подразделение ведомства. В ответ на заявку вы получите уведомление о приеме бумаг к рассмотрению.

Образец жалобы в ФАС 44 ФЗ – Скачать
Образец жалобы в ФАС 223 ФЗ – Скачать

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

В ФАС закупки и прочие вопросы рассматривают по стандартному алгоритму. Жалобу можно подать в течение десяти дней с момента внесения итогового протокола о торгах в ЕИС. В течение двух рабочих дней заявление регистрируют, а все участники конфликтной ситуации получают официальные уведомления о поступлении обращения, его сути, времени и месте рассмотрения.

Законодательные нормы обязывают представителей ведомства завершить рассмотрение вопроса по существу в течение пяти рабочих дней. В течение трех дней с момента вынесения окончательного решения все участники конфликта получат соответствующие уведомления с обоснованным ответом.

Как отозвать жалобу

Федеральное законодательство предусматривает возможность отзыва жалобы, направленной заявителем, если он лично изъявил такое желание. Для отзыва заявления предоставляется пятидневный срок с момента передачи жалобы в уполномоченную инстанцию на рассмотрение.

Обращение в ФАС об отзыве жалобы можно направить почтовым письмом, через электронный сервис на официальном портале ведомства и при личном визите в территориальное представительство ФАС.

После отзыва заявления участники антимонопольной комиссии в течение трех рабочих дней направляют соответствующие уведомления участникам процесса и публикуют сведения в открытом доступе на официальном интернет-портале ФАС. Если претензия затрагивала вопросы нарушения законодательных норм, от уполномоченные сотрудники ведомства осуществляют внеплановую проверку.

Образцы заявлений для передачи в ФАС можно обнаружить на официальной странице инстанции. Текст можно вписать от руки или машинописным способом.

Источник: https://zakupki-gov-ru.com/fas/

Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Регламент рассмотрения жалоб в фас

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6.  Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Когда обжалуемые действия совершены после вскрытия конвертов, то перечень лиц, которые могут направить жалобу, сужается. Это может быть участник конкурса, запроса котировок, предложений или аукциона, который подал заявку на участие в закупке.
Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной документации установленным требованиям.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный  этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения –  3 дня после оглашения результативной части.

Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке. Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК).

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам.

Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции.

При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaloba-v-fas.html

Порядок рассмотрения жалобы в УФАС

Регламент рассмотрения жалоб в фас

В предыдущей статье мы рассмотрели нюансы написания и подачи жалобы на незаконные действия заказчика при осуществлении закупки для государственных и муниципальных нужд.

Если жалоба составлена в соответствии с требованиями закона и подана в срок, то сотрудники антимонопольной службы назначают заседание, на котором происходит рассмотрение жалобы.

В настоящей статье мы рассмотрим порядок рассмотрения жалобы, где проводится заседание, и кто в нем участвует.

Назначение заседания

Антимонопольная служба при рассмотрении жалобы на незаконные действия заказчика руководствуется регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. В соответствии с данным регламентом последовательность действий антимонопольного органа при рассмотрении жалобы следующая.

  1. Сотрудники антимонопольной службы размещают в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) информацию о поступлении жалобы, а также скан самой жалобы. Исключения составляют закрытые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика). В тех случаях, когда жалоба подается в рамках закрытого аукциона, конкурса, информация о ней в ЕИС не размещается. Вместе с этим, контролирующий орган направляет уведомление о назначении заседания всем лицам, чьи интересы могут быть затронуты при рассмотрении жалобы: заявителю жалобы, заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки, на которой проводится закупка.

    Вышеназванные действия антимонопольной службе необходимо произвести в течение 2 дней с момента получения жалобы.

  2. Антимонопольная служба запрашивает у заказчика, уполномоченного органа всю информацию, связанную с закупкой: закупочную документацию, заявки участников, протоколы закупки и другие документы, составленные в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
  3. Лицо, действия которого обжалуются, имеет право предоставить комиссии, возражения на жалобу. Такие возражения должны быть предоставлены комиссии не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу и возражения на неё по существу в течении 5 дней с момента её поступления. На период рассмотрения жалобы закупка приостанавливается.

В случае, когда возникает угроза выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) с нарушением норм Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, контролирующий орган направляет заказчику, уполномоченному органу требование о приостановлении закупочной операции.

Пока жалоба не будет рассмотрена по существу заключение контракта невозможно.

Рассмотрение жалобы происходит в том управлении ФАС, который уполномочен на ее рассмотрение. Некоторые управления антимонопольной службы требуют от представителей компаний предъявить уведомление о назначении заседания, а также документ, подтверждающий полномочия представителя организации.

Для подтверждения своих полномочий руководителю организации потребуется предъявить решение о назначении директора, а также свой паспорт.

В случае, когда интересы организации на заседании представляет специалист по закупкам или юрист, то достаточно доверенности на представителя и, соответственно, паспорта самого представителя.

Стоит учесть, что независимо от того, явился представитель организации или заказчика на заседание, жалоба в любом случае будет рассмотрена в назначенный день. Это объясняется сжатыми сроками рассмотрения жалобы.

В исключительных случаях, когда у комиссии появляется вопросы, на которые стороны затрудняются сразу дать ответы, или необходимо истребовать дополнительные документы, заседание может быть отложено, но не более, чем на следующий день.

В ходе заседания первым заслушивается заявитель жалобы. Он объясняет комиссии, в чем заключается незаконность принятого заказчиком решения.

Комиссия при рассмотрении жалобы рассматривает действия заказчика на нарушения Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, поэтому так важно указать комиссии, какие именно положения закона были нарушены.

Сделать это грамотно и эффективно сможет юрист, специализирующийся на Законе о контрактной системе 44-ФЗ.

Дальше заслушиваются доводы заказчика, изложенные в возражениях на жалобу, уполномоченного органа или оператора электронной площадки – в зависимости от того, чьи интересы затрагиваются при рассмотрении жалобы. В ходе заседания стороны могут вести аудиозапись заседания, предварительно предупредив об этом комиссию.

Результат рассмотрения жалобы

После того, как заслушаны доводы сторон, выяснены спорные моменты, комиссия удаляется для принятия решения. Решение по жалобе может быть одним: жалоба признается обоснованной или необоснованной.

В случае, когда жалоба признается обоснованной, антимонопольный орган может выдать предписание об устранении нарушений. Если решение антимонопольного органа не удовлетворяет участников заседания, оно может быть обжаловано в суде.

Заявление о признании решения ФАС незаконным должно быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня вынесения решения антимонопольным органом.

Источник: https://lwise.pro/poryadok-rassmotreniya-zhaloby-v-ufas

Жалоба в ФАС по ФЗ № 44: порядок написания, способы подачи и рассмотрение

Регламент рассмотрения жалоб в фас

Государство предоставляет гарантии того, что закупки для государственных и муниципальных нужд являются общедоступными и проходят на условиях равенства, честности и прозрачности.

Если какой-либо участник тендера усомнится в соблюдении этих принципов в процессе проведения торгов, в определении победителя или, например, в части правильности документации, он может написать об этом жалобу в антимонопольный орган.

В отличие от большинства случаев нарушения прав граждан и организаций в РФ, которые подлежат восстановлению и защите в судебном порядке, для участников государственных и муниципальных закупок в рамках федерального закона № 44-ФЗ главным действенным способом является подача жалобы в федеральный антимонопольный орган (ФАС).

Право обжалования есть у каждого участника публичных закупок:

  • у непосредственного участника тендера;
  • у их доверенных лиц;
  • у контролирующих органов;
  • у объединений юр. лиц.

Можно подавать жалобу на следующих лиц(ч. 1 ст. 105 ФЗ-44):

  • уполномоченное учреждение;
  • служащих контрактной службы;
  • оператора электронной площадки;
  • комиссии по закупкам и ее членов;
  • контрактного управляющего;
  • специализированной организации;
  • заказчика.

Закон не содержит перечень конкретных оснований для обжалования, а говорит лишь, что это должны быть бездействия или действия, нарушающие законные интересы и права заявителя (все они связаны с ограничением конкуренции).

Например, это могут быть следующие нарушения:

  • неправомерное требование к участнику предоставить документы, в наличии которых нет необходимости;
  • некорректные положения в конкурсной (аукционной) документации;
  • необоснованное отклонение заявки;
  • нарушение процессуальных требований к порядку проведения торгов (аукциона, конкурса, запроса котировок и др.);
  • нарушение регламента оценок заявок;
  • уклонение от подписания контракта;
  • неправильное подведение итогов торгов и др.

В 2020 г. планируется ряд изменений, касающихся круга лиц, которые могут приносить жалобы в ФАС по закону № 44-ФЗ, и некоторых процессуальных моментов.

Предположительно вступят в силу с 01.04.2020 г. следующие изменения:

  1. Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) больше 20 миллионов руб., то участник закупки сможет ее обжаловать, только если у него есть опыт исполнения публичного контракта с ценой не меньше 20% от НМЦК.
  2. Обжаловать можно будет только те неправомерные акты, которые непосредственно затрагивают права жалобщика.
  3. Устанавливается запрет на подачу от одного участника более одной жалобы на закупочную документацию.
  4. Электронную жалобу в антимонопольную службу можно будет подать не позднее даты, на которую истекает половина срока, установленного для подачи заявок.

Как написать жалобу в ФАС: инструкция по составлению

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ должна быть представлена в орган в письменной форме.

В ней обязательно указываются (ч. 8 ст. 105 закона):

  • информация о том, чьи действия подлежат обжалованию:
    • если это организация: наименование, контакты (адрес, телефон), место нахождения;
    • если это физическое лицо: ФИО, контакты (адрес, телефон), место жительства;
  • информация о лице, которое подает обращение:
    • если это организация: наименование, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail), место нахождения;
    • если это физическое лицо: ФИО, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail), место жительства;
  • данные о закупке;
  • данные о том, какими действиями или бездействиями были нарушены права и/или интересы заявителя;

В конце заявления обязательно должна стоять подпись лица, подающего жалобу в ФАС, и его представителя (при наличии) и указан перечень документов, прилагающихся к нему (ч. 9-10 ст. 105 ФЗ № 44).

К обращению в контрольный орган по 44-ФЗ обязательно прикладываются документы, подтверждающие наличие нарушений, на которые ссылается заявитель (обоснованность заявления).

К примеру, если это жалоба в ФАС на аукционную документацию, то к ней можно приложить соответствующие документы, в которых усматриваются нарушения.

Если заявление подается не жалобщиком самостоятельно, а его представителем, к нему должна быть приложена доверенность.

Образец жалобы в ФАС по 44-ФЗОбразец жалобы в ФАС по 223-ФЗ

Как подать жалобу в электронном виде

Существует несколько способов обращения с жалобой в ФАС или в УФАС на действия оператора электронной площадки, уполномоченного учреждения, заказчика или других лиц.

  1. Направить письмо почтой по адресу антимонопольной службы (территориального управления или центрального аппарата).
  2. Написать электронное письмо на delo@fas.gov.ru.
  3. Подать через Госуслуги.
  4. Заполнить специальную форму на официальном сайте ФАС.

Решение вопроса о том, куда должна направляться жалоба в УФАС по 44-ФЗ или в ФАС, регулируется Административным регламентом ФАС, утв. приказом № 727/1.

По общему правилу заявления подаются в УФАС по месту нарушения или по месту нахождения нарушителя.

Исключения составляют жалобы на органы исполнительной власти федерального уровня и тех, кому переданы функции таких органов (ГВН, органы и организации), а также если противоправный акт касается государственного оборонного заказа, государственной тайны. В таких исключительных случаях жалоба подается непосредственно в центральное управление.

Остановимся подробнее на электронном способе подачи обращения. Оно оформляется по всем требованиям , изложенным ранее.

Единственное отличие лишь в том, что оно быть завизировано квалифицированной электронной подписью.

На официальном сайте антимонопольной службы можно найти подробную информацию о том, как и куда подать жалобу, а также найти и скачать образец обращения.

1. Перейдите на официальный сайт https://fas.gov.ru/.

2. В левом меню найдите раздел «Обратиться в ФАС» — «Порядок обращения». Здесь вы найдете исчерпывающую информацию о процедуре обращения в антимонопольную службу и процессе взаимодействия ею с гражданами.

3. Найдите в тексте блок про порядок рассмотрения обращений. Осуществляя переход по гиперссылками, обозначенным как «здесь», вы сможете узнать более подробную информацию о направлениях работы ФАС с жалобами.

Чтобы подать заявление с помощью заполнения специальной формы на сайте органа, сделайте следующее:

1. Зайдите на официальный сайт службы https://fas.gov.ru/.

2. Авторизуйтесь в личном кабинете. Если у вас его нет, пройдите процесс регистрации:

  • нажмите на «Личный кабинет»;
  • далее — «Регистрация»;
  • введите e-mail и придумайте пароль;
  • поставьте галочку о согласии обработки персональных данных;
  • подтвердите намерение, снова нажав на «Регистрация».

3. В правом верхнем углу найдите ссылку «Написать в ФАС» и щелкните по ней.

4. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией и нажмите на «Написать письмо».

5. Далее необходимо будет заполнить форму и прикрепить документ жалобы.

Сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб

Для обращения в антимонопольный орган необходимо соблюдение сроков, указанных в ФЗ № 44 (ч. 3-6 ст. 105). Если они будут пропущены, единственный выход восстановить нарушенные права — подавать иск в суд.

Кто может пожаловатьсяПредмет обжалованияСрок подачи обращения в контрольный орган
Тот, с кем заключается контрактНарушения при заключении контрактаДо даты заключения контракта
Любой участникПоложения документации по закупке (до последней даты приема заявок)До конечного срока подачи заявок
Любой участникНарушения проведения электронной процедурыВ любое время определения исполнителя или аккредитации на ЭТП, но не позже 5 дней после размещения в ЕИС протокола с итогами
Тот, кто успел подать заявкуПоложения документации по закупке (после конечной даты приема заявок)Не позже 5 дней после того, как был размещен протокол с итогами в ЕИС
Любой участникИзвещение о том, что проводится запрос котировокДо конца срока подачи заявок
Любой участникНарушения, связанные с аккредитацией жалобщика на площадке30 дней с момента нарушения

После того, как жалоба поступила в контрольный орган, он действует следующим образом (ст. 106 44-ФЗ):

  • размещает в ЕИС информацию о поступлении обращения и его содержании в течение 2 рабочих дней;
  • направляет всем заинтересованным уведомление о жалобе и о том, где и когда она будет рассмотрена;
  • рассматривает ситуацию по жалобе и возражению в течение 5 рабочих дней (точка отсчета — момент поступления обращения);
  • уведомляет всех заинтересованных о результатах рассмотрения.

Заинтересованные лица могут направить возражения. Они должны сделать это за 2 дня до рассмотрения жалобы.

Причины для отклонения жалобы

Не любая жалоба, которая поступает в антимонопольный орган, рассматривается им по существу.

Он возвращает обращение без ответа, если:

  • его заполнение расходится с требованиями закона (в нем нет информации о заявителе, нарушителе, закупке или о самом основании для жалобы);
  • нет подписи;
  • нарушен срок, в который можно подать заявление;
  • по обжалуемому нарушению уже принято решение контрольного органа или суда;
  • заявитель есть в базе недобросовестных поставщиков (ч. 11 ст. 105).

Решение о возвращении должно быть принято в течение 2 рабочих дней. Оно направляется подателю в форме письма, и в нем указывается информация о причинах возвращения (ч. 12-13 ст. 105).

Если же с обращением по итогу все в порядке, то оно рассматривается должностными лицами антимонопольной службы по существу и признается обоснованным или необоснованным. Также орган может выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение контрольного органа по закупкам, которое принято им по результатам рассмотрения заявления о нарушении, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев с момента его принятия (ч. 9 ст. 106).

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/fas/zhaloba-v-fas-po-fz-44-porjadok-napisanija-sposoby-podachi-i-rassmotrenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.