+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Пример закупки лекарственные средства по 44 фз

Содержание

Закупка лекарственных препаратов по 44-ФЗ | Контур.Закупки

Пример закупки лекарственные средства по 44 фз

Лекарственные препараты и медицинские изделия — объекты, закупка которых вызывает много вопросов. Сегодня расскажем о том, какие правила для этого установлены законом 44-ФЗ, и на что обратить особое внимание.

Наименование лекарственного средства

В извещении о закупке и закупочной документации заказчики должны указывать международное непатентованное наименование (МНН) препарата – это нужно учесть при поиске подходящих закупок. Поставщики же в своих заявках должны указать конкретное торговое наименование, то есть препарат, который они предлагают к реализации.

Например, заказчику требуется закупить МНН Диосмин, применяемый для лечения сосудов.

Поставщики могут предложить разные препараты с этим действующим веществом: Венозол, Венолек, Венарус и другие.

Бывает, что МНН не установлен, тогда заказчику следует указать химическое или группировочное наименование препарата.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Также в 44-ФЗ прописаны случаи, когда можно прямо указать торговое наименование, а именно:

  • если лекарственное средство входит в список закупаемых по торговым наименованиям в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 закона (проблема в том, что этот список пока отсутствует);
  • если закупка осуществляется путем запроса предложений в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 закона;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 закона;
  • если закупаются инсулины и циклоспорины.

Закупку веществ, указанных в последнем пункте, 44-ФЗ не регулирует. Однако Минэкономразвития совместно с ФАС и Минфином дало разъяснения, где разрешило закупать такие лекарства по торговому наименованию.

При этом заказчику следует подготовить обоснование того, что ему необходим именно этот препарат, а не его аналог. Иначе ФАС или суд могут отменить закупку, ведь разъяснения министерств не имеют силы закона.

Электронный аукцион

Основным способом закупки лекарственных средств является электронный аукцион, поскольку они входят в аукционный перечень из распоряжения Правительства РФ № 471-р. В отдельных случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок, а именно:

  • если НМЦ не превышает полумиллиона рублей;
  • когда контракт на поставку указанных лекарственных препаратов был заключен, но впоследствии расторгнут заказчиком в одностороннем порядке;
  • если суд расторг заключенный контракт на том основании, что победитель не производит поставку препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);
  • если результаты аукциона были отменены контролирующими органами, а заказчику было разрешено провести запрос котировок.

Во всех этих случаях, кроме первого (НМЦК до 500 тыс. рублей), заключить контракт с победителем запроса котировок можно лишь на срок подготовки нового аукциона. Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок. Приглашения к запросу котировок должны быть направлены трем или более поставщикам.

Запрос предложений

Следующий способ определения поставщика, которым в отдельных случаях разрешено проводить закупку лекарств, — запрос предложений. Он разрешен при закупке медикаментов, которые по показаниям или в случае индивидуальной непереносимости нужны конкретному пациенту.

Закупаются препараты по торговому наименованию и в объеме, необходимом больному на срок его лечения. Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия.

Решение о закупке должно быть зафиксировано в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии, а также включено в реестр контрактов.

Закупка у единственного поставщика

Можно закупать лекарственные средства и у единственного поставщика, но лишь в двух случаях:

  • если медикаменты нужны для срочного вмешательства (например, в случае аварии);
  • если препарат стоит не более 200 тыс. рублей и требуется по показаниям конкретному пациенту на сроки его лечения.

Вскоре могут быть приняты поправки, которые позволят заказчикам закупаться у единственного поставщика лекарствами на сумму до 400 тыс.

рублей при условии, что годовой объем таких закупок будет составлять не более половины от совокупного годового объема закупок заказчика или не более 20 млн рублей. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении депутатов Госдумы.

Кроме того, в разработке изменения, разрешающие покупать у единственного поставщика средства для онкологических больных стоимостью не более 600 тыс. рублей, поскольку такие препараты часто бывают нужны в сжатые сроки.

Ограничение на включение в закупку или лот

44-ФЗ устанавливает запрет на включение в одну закупку или лот лекарственных средств по международным непатентованным и торговым наименованиям.

Такое же ограничение установлено в отношении наименований (любых) при превышении НМЦ закупки определенного предела, установленного в постановлении Правительства от 17.10.2013 № 929.

Это справедливо для всех лекарств, кроме закупаемых по офсетным контрактам (статья 111.4 закона).

Кроме того, нельзя включать в закупку разнородную продукцию — это ограничивает конкуренцию. Например, в рамках одной процедуры нельзя закупать:

  • препараты и изделия медицинского назначения;
  • препараты и устройства их введения или разведения (например, шприцы, капельницы);
  • лекарственные средства, имеющие и не имеющие аналоги.

Также в целях обеспечения конкуренции антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. Полный перечень ограничений содержится в письме ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15.

Дополнительные требования и условия для поставщиков

К поставщикам медицинских препаратов предъявляется дополнительное требование о наличии у них лицензии в соответствии с законом 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Лицензированию подлежит деятельность по производству лекарств, а также оптовая и розничная фармацевтическая деятельность. Если закупаются наркотические или психотропные препараты, от поставщика дополнительно потребуется соответствующая лицензия.

Требования о приложении к заявке лицензий заказчик должен включить в закупочную документацию.

Если закупаются лекарства из списка ЖНВЛП, то их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе в соответствии с частью 10 статьи 31 закона 44-ФЗ заявка будет отклонена. Та же участь постигнет заявку с предложением препарата, на который не зарегистрирована предельная отпускная цена.

Напомним, что в соответствии с частью 10 статьи 37 закона участник, который снизил цену более, чем на четверть от НМЦ, обязан представить дополнительное подтверждение своих возможностей.

Например, документально доказать, что предмет закупки в нужном количестве имеется на складах.

Также в качестве подтверждения подойдет гарантийное письмо производителя с указанием цены и количества поставляемого товара или иной документ, который подтвердит возможность осуществления поставки по указанной цене.

Импортозамещение

В настоящий момент действует Постановление Правительства № 1289, которое устанавливает приоритет жизненно важных лекарственных средств отечественного производства перед иностранными.

Подавая заявку, участник подтверждает, что такой препарат не является импортным. При этом под отечественными лекарствами понимаются препараты, произведенные не только в России, но и в других странах ЕАЭС.

Требование о приоритете препаратов местного производства относится к закупкам, по которым поданы 2 и более заявки, удовлетворяющие всем условиям и содержащие предложения разных производителей из стран ЕАЭС.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupka-lekarstvennyx-preparatov-po-44-fz/

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

Пример закупки лекарственные средства по 44 фз

Рассчитать НМЦК лекарственных препаратов сложнее, чем стоимость других товаров.

При выборе единицы препарата нужно учесть эквивалентные дозировки или способы его введения.

Стоимость единицы препарата вам нужно определить несколькими способами, а при расчете общей стоимости учесть оптовые надбавки для вашего региона, НДС и предельные цены для использования оптовых надбавок.

За неправильный расчет вам грозит штраф до 50 тыс. руб.

Если закупка не состоялась, поскольку никто не подал заявку, нужно пересчитать НМЦК и провести закупку повторно.

Как определить единицу лекарства для расчета НМЦК

Какую единицу измерения лекарства выбрать для расчета цены, вы должны решить сами.

Для этого проверьте в реестре предельных цен (http://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx), есть ли у препарата, который вы закупаете, эквивалентные дозировки и лекарственные формы.

Если таких форм нет, то в качестве единицы товара выберите ту лекарственную форму, которая есть у препарата, например таблетку.

Если у препарата есть альтернативные лекарственные формы или дозировки, то в качестве единицы выберите грамм действующего вещества. Это позволит определить реальную цену препарата независимо от производителя, лекарственной формы или дозировки.

Это следует из Письма Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5.

Пример выбора единицы лекарственного препарата

Если вы планируете купить таблетки с МНН метформин с дозировкой 850 мг, за единицу возьмите 1 таблетку, поскольку в реестре предельных цен эквивалентных дозировок и форм для метформина с этой дозировкой нет.

Однако, если вы закупаете метформин с дозировкой 1 000 мг, то в реестре для него есть таблетки с эквивалентной дозировкой 500 мг. Поэтому, чтобы учесть все варианты дозировок для расчета цены, возьмите массу действующего вещества, например 1 грамм метформина.

Как определить цену за единицу лекарственного препарата

Если вы закупаете препарат из Перечня ЖНЛВП, то рассчитать цену за единицу препарата нужно сразу тремя методами: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифным и в некоторых случаях методом определения средневзвешенной цены.

Если препарат не из Перечня ЖНЛВП, используйте метод анализа рынка и в некоторых случаях метод определения средневзвешенной цены.

После расчета всеми этими методами из всех цен выберите наименьшую.

Такие правила установлены в п. п. 3, 5 Порядка определения НМЦК.

С 1 января 2019 г. вам необходимо использовать еще и референтную цену из единой государственной системы здравоохранения (пп. «в» п. 3, п. 4 Порядка определения НМЦК).

Как рассчитать цену методом анализа рынка

Для расчета цены путем анализа рынка (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

  • получите ценовые предложения от потенциальных поставщиков.

Это можно сделать одним из следующих способов:

  • — направить запросы о предоставлении коммерческих предложений минимум пяти поставщикам, которые имеют опыт поставки такого товара (работы, услуги). Например, по электронной почте. Главное — укажите в запросах характеристики товаров (работ, услуг) и условия закупки. Ответы на эти запросы вы также можете получить по электронной почте (Письмо Минэкономразвития России от 10.05.2016 N Д28и-1308);
  • — узнать стоимость из исполненных контрактов, которые размещены в реестре контрактов в ЕИС. При этом они должны быть схожи с вашей закупкой и исполнены без штрафов (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
  • — взять информацию о ценах из общедоступных источников, например из интернет-сайтов производителей и поставщиков. Чтобы зафиксировать стоимость, сделайте снимок экрана (скриншот) соответствующего сайта или сохраните прайсы, указав при этом, откуда они получены. Также можно использовать статистические данные, каталоги товаров (работ, услуг) и т.п. (п. п. 2 — 8 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
  • сравните полученные цены и выберите минимальную.

Поскольку Закон N 44-ФЗ не определяет, какую из полученных цен выбрать, для экономии рекомендуем выбрать минимальную (см., например, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.02.2016 по делу N 44-672/16). Кроме того, это обосновано требованиями п. п. 5, 10 Порядка определения НМЦК.

Как рассчитать цену единицы препарата тарифным методом

Этот метод нужно использовать, только если закупаете лекарства из Перечня ЖНВЛП.

Для этого зайдите на сайт госреестра предельных отпускных цен: https://grls.rosminzdrav.ru/pricelims.aspx. Введите МНН вашего лекарства.

Сайт выдаст вам список лекарств с одним МНН. Там могут быть лекарства разных производителей в разных потребительских упаковках или дозировках. Для каждого из них будет указана цена за потребительскую упаковку.

Среди всех предложенных вариантов выберите препараты:

  • с такой же или кратной дозировкой, например для таблетки с дозировкой 1 000 мг кратной будет дозировка 500 мг;
  • в такой же или эквивалентной первичной потребительской упаковке, если вам важна именно такая упаковка. Например, если закупаете раствор для инфузий во флаконах по 200 мл, из предложенных вариантов выбирайте только такие флаконы.

После этого разделите цену за потребительскую упаковку на нужную вам единицу препарата в этой упаковке.

Рассчитайте таким образом все варианты и выберите наименьшую цену за единицу препарата (Письмо от 14.02.2018 N 418/25-5).

Расчеты оформите в виде таблицы и сделайте приложением к обоснованию НМЦК.

Пример расчета цены единицы препарата тарифным методом

В реестре цена потребительской упаковки указана 1 000 руб. В упаковке 10 таблеток с дозировкой по 0,2 г.

Если вы выбрали за единицу расчета таблетку, то просто разделите 1 000 руб. на 10 таблеток и получится цена одной таблетки 100 руб.

Если вы выбрали в качестве единицы препарата цену за грамм действующего вещества, то посчитайте, сколько граммов в упаковке (10 таблеток x 0,2 г = 2 г), и после этого 1 000 руб. разделите на 2 г. Цена за грамм равна 500 руб.

).

Из получившихся цен не нужно выделять НДС и оптовую надбавку: в реестре они не учитываются.

Как рассчитать средневзвешенную цену единицы препарата

Средневзвешенную цену нужно считать, только если в вашей организации за последние 12 месяцев были закупки такого же или эквивалентного лекарства (Письмо от 14.02.2018 N 418/25-5).

Чтобы рассчитать цену единицы препарата:

  • выберите из реестра контрактов те, по которым поставлялось нужное лекарство. Такие контракты должны быть исполнены без нарушений обязательств поставщиком. Не берите контракты, по которым поставлялось лекарство для конкретного пациента по медпоказаниям (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, пп. «б» п. 3 Порядка определения НМЦК);
  • возьмите стоимость единицы препарата из контракта, вычтите из нее НДС 10%, а если препарат из Перечня ЖНЛВП, то еще и оптовую надбавку. Размер надбавки можно узнать из Протокола согласования цены, который прилагался при поставке лекарств. Такие правила установлены в п. 6 Правил определения надбавок к ценам ЖНВЛП, Письмах Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5, ФАС России от 08.02.2018 N РП/8185/18;
  • рассчитайте средневзвешенную цену.

Для этого умножьте цену за единицу препарата по контракту на количество препаратов по этому контракту и разделите на количество купленных препаратов.

Если у вас было несколько контрактов, то умножьте цену за единицу препарата на количество препаратов по каждому контракту отдельно, сложите их и разделите на общее количество купленных препаратов по всем контрактам.

Пример расчета средневзвешенной цены по нескольким контрактам

Вы планируете закупить в декабре 2018 г. натрия хлорид — раствор для инфузий во флаконах по 200 мл. В январе вы закупили 10 000 флаконов и в мае — 7 000 флаконов. Стоимость лекарства по январскому контракту составила 15 руб. за один флакон без НДС и оптовой надбавки, а по майскому — 16 руб.

Средневзвешенная цена равна:

((10 000 x 15) + (7 000 x 16)) : (10 000 + 7 000) = (150 000 + 112 000) : 17 000 = 15,41 руб.

Как рассчитать стоимость закупаемых лекарств

После того как вы рассчитали и выбрали минимальную цену за единицу лекарства, нужно рассчитать общую стоимость этого лекарства. Расчет будет зависеть от того, входит лекарство в Перечень ЖНВЛП или нет.

После этого сложите стоимость всех препаратов и у вас получится НМЦК (цена с единственным поставщиком).

Как рассчитать стоимость препаратов из Перечня ЖНВЛП

Прибавьте к минимальной цене оптовую надбавку, а потом НДС 10%. Размер надбавки в процентах к цене препарата в вашем субъекте можно посмотреть, например, на сайте ФАС России: https://fas.gov.ru/spheres/33?type=type_of_document_68. На это указано в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, ч. 1 ст. 63 Закона об обращении лекарственных средств, Письме ФАС России от 07.07.2017 N АК/46404/17.

Полученную цену умножьте на нужный вам объем препарата.

Обратите внимание: вам нужно пересчитать полученную цену без оптовой надбавки, если:

  • у вас закупка для федеральных нужд и НМЦК оказалась более 10 млн руб. При этом в качестве цены за единицу товара вы выбрали средневзвешенную цену или цену, рассчитанную на основе анализа рынка;
  • у вас закупка для нужд субъекта РФ или муниципальная закупка и НМЦК оказалась выше, чем та, которая установлена в вашем субъекте для использования оптовой надбавки. При этом в качестве цены за единицу товара вы выбрали средневзвешенную цену или цену, рассчитанную на основе анализа рынка.

Это следует из п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, п. 2.1 Порядка определения НМЦК.

Пример расчета НМЦК лекарственного препарата из Перечня ЖНВЛП

Медицинская организация г. Москвы планирует купить 1 млн таблеток из Перечня ЖНВЛП.

Минимальная цена одной таблетки — 5 руб. (рассчитана методом анализа рынка).

Оптовая надбавка установлена в размере 15%, НДС — 10%.

Цена таблетки с НДС и оптовой надбавкой: 5 + (5 x 15%) + (5 x 10%) = 6,25 руб.

Цена контракта: 6,25 x 1 000 000 = 6,25 млн руб.

Предельная НМЦК, при которой заказчики г. Москвы вправе применять оптовую надбавку, составляет 10 млн руб.

Таким образом, лимит не превышен, пересчитывать цену без учета оптовой надбавки не нужно.

Как рассчитать стоимость препаратов не из Перечня ЖНВЛП

Прибавьте к минимальной цене НДС 10% (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, ст. 63 Закона об обращении лекарственных средств, п. 2 Порядка определения НМЦК). Умножьте полученную цену на нужное вам количество лекарства.

Как оформить обоснование НМЦК лекарства

Оформите обоснование НМЦК в отдельном документе. В нем укажите: наименование объекта закупки, единицы измерения, количество, лекарственную форму, дозировку, цены за единицу товара, НДС и оптовые надбавки (для ЖНВЛП), расчет НМЦК и итоговую сумму.

Пример обоснования НМЦК лекарственного препарата из Перечня ЖНВЛП

Обоснование НМЦК лекарственного препаратаИспользуемый метод определения начальной (максимальной) цены контракта:Иной — минимальное значение цены, рассчитанной в соответствии с п. п. 3 и 5 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.10.2017 N 871н.
Лот
Международное непатентованное наименованиеМетформин
Лекарственная формаТаблетки, покрытые пленочной оболочкой
Дозировка850 мг
Единица измеренияТаблетка
Наличие лекарственного препарата в Перечне ЖНВЛПДа
Анализ рынка.Получено три ценовых предложения: 3,21 руб. (минимальная цена), 4 руб., 3,3 руб.3,21
Цена из госреестра предельных отпускных цен.Взята минимальная цена из всех возможных вариантов. Расчет — приложение 1 к настоящему обоснованию1,96
Средневзвешенная цена за единицу. В расчет взяты контракты за последние 12 месяцев, по которым поставлен метформин. Расчет — приложение 2 к настоящему обоснованию2,76
Цена единицы препарата, которую заказчик взял для расчета НМЦК.Берется минимальная цена из трех указанных выше1,96
Цена единицы препарата, с оптовой надбавкой — 15% и НДС — 10%2,48
Количество препарата (шт.)1 000 000
Начальная максимальная цена контракта2 480 000
Подготовил __________/Петров П.П./ «08» октября 2018 г.

Как повторно рассчитать НМЦК лекарства

Если закупка не состоялась из-за низкой цены, поскольку никто не подал заявки, вы можете пересчитать НМЦК, перед тем как проводить новую закупку.

Порядок расчета будет зависеть от того, включен препарат в Перечень ЖНВЛП или нет.

Чтобы пересчитать НМЦК для препарата не из Перечня ЖНВЛП, умножьте цену единицы препарата, которую вы использовали при первоначальном расчете, на индекс-дефлятор года закупки для отрасли «Химическая и производство резиновых и пластмассовых изделий» (примечание 6 к Порядку определения НМЦК). Например, в 2018 г. этот индекс составляет 104,3%.

После этого возьмите максимальную цену из коммерческого предложения, которое вы получили при расчете методом анализа рынка, и сравните ее с новой ценой. Если новая цена меньше, используйте ее. Если больше, используйте цену из коммерческого предложения.

Если и на этот раз никто не подаст заявки, то в качестве цены единицы товара возьмите цену, рассчитанную на основании предложений производителей (поставщиков) препаратов. Это указано в п. 10 Порядка определения НМЦК.

Не нашли ответа на свой вопрос?Узнайте, как решитьименно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта.Или позвоните нам по телефону: 8 (800) 500-27-29 (доб. 677) Все регионы! Звонок по России бесплатный!

Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-rasschitat-nmck-pri-zakupke-lekarstvennyx-preparatov-po-zakonu-n-44-fz.html

Закупка лекарственных средств по 44‑ФЗ

Пример закупки лекарственные средства по 44 фз

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Дополнительные требования к поставщикам

Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств.

Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности.

Во-вторых, если по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

В-третьих, участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта.

Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене.

В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

В-четвертых, при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС), их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе заявка будет отклонена (ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ).

В отрывке из вебинара «Особенности закупок в медицине по 44-ФЗ» лектор расскажет, можно ли устанавливать в процентах срок годности.

Электронный аукцион 

Это основной способ приобретения лекарственных средств. Дело в том, что заказчики должны проводить закупки в форме электронного аукциона при наличии закупаемых товаров в перечне, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Лекарства как раз входят в аукционный перечень № 471-р по ОКПД 21.20.1 «Препараты лекарственные», наряду с прочими позициями.

Запрос котировок 

В некоторых случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок. Например, если:

  1. Заказчик проводит закупку не дороже 500 тыс. руб. 
  2. Заказчик расторг в одностороннем порядке уже заключенный контракт на препараты, которые закупает.
  3. Контракт расторгнут по суду из-за того, что победитель не поставляет лекарства из ЖНЛВЛ.
  4. ФАС или суд отменили результаты электронного аукциона и разрешили провести запрос котировок.

В последних трех случаях контракт заключают на срок, который не превышает время, необходимое для проведения нового аукциона (ч. 2 ст. 76 Закона № 44-ФЗ). Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок.
Приглашение принять участие в запросе котировок заказчик должен отправить не менее, чем трем поставщикам (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). 

У единственного поставщика

Пункт 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешает закупку лекарственных средств у единственного поставщика. В этом случае необходимо учитывать ряд особенностей:

  • объем поставки не может превышать 200 000 рублей;
  • предметом закупки являются препараты, рассчитанные на одного больного;
  • есть решение врачебной комиссии, подтверждающее наличие медицинских показаний у пациента;
  • объем препаратов соответствует сроку лечения больного;
  • решение врачебной комиссии подлежит размещению в ЕИС вместе с контрактом.

Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести, когда медикаменты требуются для срочного медицинского вмешательства после аварии или катастрофы.

Сейчас разрабатывается законопроект на покупку лекарств для онкобольных не дороже 600 тыс. рублей, так как таким пациентам часто нужны дорогие препараты максимально быстро.

Формирование лотов

Закупка лекарств по 44 ФЗ имеет еще одну особенность, которая связана с формированием лотов. Смешивать в одном лоте лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями), можно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение, установленное в постановлении Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 929: 

  • 1 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. руб.; 
  • 2,5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.; 
  • 5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. руб. 

Кроме того, нельзя смешивать в одном лоте лекарственные средства с МНН и лекарственные средства с торговыми наименованиями.

Эти правила действуют на закупки всех видов лекарств, кроме закупок по офсетному контракту, одно из условий которого — инвестировать часть суммы контракта в экономику страны (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Интересно письмо ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15. В нем антимонопольная служба перечисляет требования к поставщику и товару, которые считает ограничением конкуренции. Например, в одну закупку нельзя включать:  

  • Лекарства и медицинские изделия; 
  • Лекарства и устройства для их разведения или введения; 
  • Уникальные лекарства без аналогов и лекарства, у которых есть несколько торговых наименований и т.д. 

Кроме того, антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в письме ФАС.

Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП

Цены на лекарства из перечня ЖНВЛП регулируются государством следующим образом:

  • устанавливаются методики определения производителями лекарств предельных отпускных цен;  
  • регистрируются предельные отпускные цены на такие препараты;
  • ведется реестр предельных отпускных цен, который размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора;
  • утверждаются методики установления на региональном уровне предельных отпускных и розничных надбавок на лекарства.  

Начальную (максимальную) цену контракта надо определять по правилам Закона № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519).

Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП

При закупке лекарств ЖНВЛП, в любой момент можно  отстранить от закупки участника, или отказаться от заключения контракта с победителем торгов (ч. 10 ст. 31 Закона № 44 ФЗ):

  • если предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
  • если при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать.

Нужно ли в этом случае передавать данные об участнике в Реестр недобросовестных поставщиков? В Минфине считают, что не нужно. В письме от 04.09.2017 № 24-02-08/56717 чиновники пояснили: участник попадает в РНП, если нарушил условия контракта. В указанном случае контракт с ним заключен не был. 

Следует помнить, что цена лекарства содержит сумму НДС (10 %) и региональные оптовые надбавки (предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства утверждены постановлением Правительства от 29.10.

2010 № 865, устанавливают их региональные власти). А вот цены в реестре предельных отпускных цен не включают в себя ни НДС, ни надбавки.

Поэтому заказчик должен сравнить «цену на лекарство», которое предложено участником,  и «цену производителя».

Если обнаружено превышение предельных цен, заказчик может указать участнику на необходимость:

  • уменьшения цены на лекарство до размера, который не будет превышать предельную отпускную цену;
  • пропорционального снижения общей цены контракта.

Если участник закупки допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, то он должен (ст. 37 Закона № 44-ФЗ):

  • доказать свою добросовестность;
  • показать расчеты представленной «демпинговой» цены на лекарство.

Если участник закупки не выполнит это требование, заказчик обязан отказаться от заключения контракта.

В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 Закон № 44-ФЗ.

Описание предмета закупки

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

  1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
  3. В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Правильно составить описание предмета закупки поможет Государственный реестр лекарственных средств. В нем можно найти следующую информацию: о МНН, составе, лекарственных формах, дозировке, показаниях/противопоказаниях, побочных эффектах, сроке годности, условиях хранения, условиях отпуска,  входит ли лекарственный препарат в перечень ЖНВЛП.

Заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации. Нельзя в документации закупки указывать терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара. Например,

  • указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
  • определенная дозировка лекарственного препарата;
  • требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
  • указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
  • описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.

ФАС считает, что такое описание является одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, ограничения конкуренции (Письмо ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15).

Описывать объект закупки стоит максимально общими категориями. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен обосновать, например, требования к режиму хранения.

В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1554

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков

Пример закупки лекарственные средства по 44 фз

Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?

Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.

Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.

Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.

Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.

Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).

Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК  или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?

Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:

  • Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
  • Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
  • Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства. ​
  • Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.

Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?

Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.

Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах

Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:

«Бумажные» закупки

Электронные закупки

Сведение о добросовестности участник подает в составе заявки.

Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется.

Сведения о добросовестности участник подает при заключении контракта.

Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Дополнительные антидемпинговые меры

По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.

Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:

  • гарантийное письмо от производителя товара;
  • документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
  • иные документы, подтверждающие осуществление поставки.

Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника.

Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму.

А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.

Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.

При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения.

Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО

Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.

Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.

Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств

К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.

Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже  25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.

Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.

Когда антидемпинговые меры не применяются?

АДМ не применяются:

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/antidempingovye-mery-po-44fz-i-223fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.