Отличие налога от страхового взноса

Содержание

Отличие налога от страхового взноса

Отличие налога от страхового взноса

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства. Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы:

  • доходы от использования государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;
  • штрафы, компенсации.

Налог характеризуется следующими признаками:

  • обязательностью платежей;
  • индивидуальной безвозмездностью платежа;
  • денежной формой;
  • целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги взимаются с граждан и организаций.

Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур. Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма.

Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог.

Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям. Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан.

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма.

В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа, относится к обязательному страховому взносу лишь частично.

Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами.

Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс. Для обязательных страховых взносов – Федеральный закон

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

.

Страховые взносы и налоги отличия

Какие налоги платит ИП Понятие налога и сбора Так, ремонт компьютеров относится к бытовой услуге, а установка компьютерных систем и программ, их настройка и обслуживание — нет, даже если услуга оказана обычному физлицу. Для примера расчёта налоговой нагрузки на разных режимах возьмём ООО в г.

Тула, которое оказывает услуги по ремонту компьютеров только физическим лицам. Оговорка в данном случае имеет значение, потому что оказание таких же услуг юридическим лицам бытовой услугой не признаётся, поэтому ЕНВД при наличии клиентов-юрлиц применять нельзя.

Город Тула выбран как показательный пример сниженной налоговой ставки на УСН, установленной региональным законом от То есть, перед тем, как открыть ООО, стоит изучить местное законодательство нескольких регионов, где бы вы могли начать бизнес.

Какие налоги платит ИП Понятие налога и сбора Так, ремонт компьютеров относится к бытовой услуге, а установка компьютерных систем и программ, их настройка и обслуживание — нет, даже если услуга оказана обычному физлицу.

Для примера расчёта налоговой нагрузки на разных режимах возьмём ООО в г. Тула, которое оказывает услуги по ремонту компьютеров только физическим лицам.

Оговорка в данном случае имеет значение, потому что оказание таких же услуг юридическим лицам бытовой услугой не признаётся, поэтому ЕНВД при наличии клиентов-юрлиц применять нельзя.

Город Тула выбран как показательный пример сниженной налоговой ставки на УСН, установленной региональным законом от То есть, перед тем, как открыть ООО, стоит изучить местное законодательство нескольких регионов, где бы вы могли начать бизнес.

Вполне возможно, что в двух соседних областях налоговая ставка на УСН существенно отличается.

Тула, вид деятельности — ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования. В штате 5 работников, занятых непосредственно ремонтом, директор-единственный учредитель руководит компанией без трудового договора.

Бухгалтерия отдана на аутсорс здесь про плюсы и минусы бух. Надо рассчитать, какой налоговый режим окажется самым выгодным. К1 равен 1,; К2 — это корректирующий понижающий коэффициент, который ежегодно принимают местные органы, варьируется от 0, до 1.

В нашем случае ФП — это численность работников, то есть 5.

БД для оказания бытовых услуг равна рублей в месяц данные берём из статьи Коэффициент К2 взят из решения Тульской городской Думы от Рассчитать налог для вашего случая можно с помощью калькулятора ЕНВД.

Рассчитанный налог можно до половины уменьшить на уплаченные взносы, только делать это надо правильно, сразу уменьшая авансовые платежи до их уплаты чтобы не пришлось заявлять возврат переплаченного налога по итогам года.

Уменьшить рассчитанный налог мы можем за счёт этой суммы, но не более, чем наполовину.

Причём, уменьшить эту сумму за счёт взносов мы не можем, она только учитывается в расходах, то есть снижает налоговую базу до налогообложения. ОСНО Сначала считаем налоговую базу для расчёта налога на прибыль. Для этого надо из доходов выручки извлечь НДС.

Из этой суммы вычтем расходы 4 рублей, получим 5 рубля.

Полевское сельское поселение октябрьского муниципального района еао

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств.

Налоги служат основным источником доходов государства. Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы: • доходы от использования государственной или муниципальной собственности; • доходы от продажи государственной или муниципальной собственности; • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления; • штрафы, компенсации.

Налог характеризуется следующими признаками: • обязательностью платежей; • индивидуальной безвозмездностью платежа; • денежной формой; • целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Налоги взимаются с граждан и организаций. Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма. Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан.

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма. В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа, относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами.

Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс.

Для обязательных страховых взносов – Федеральный закон

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

.

Готовил: помощник прокурора Октябрьского района Королев В.В.

Онлайн-калькулятор ОСАГО

Новые изменения в законодательстве по ОСАГО.

Минимальная дата начала полиса Е-ОСАГО может быть установлена не ранее, чем через три дня после даты оформления.

Источник: https://indsn.ru/otlichie-naloga-ot-strahovogo-vznosa-96694/

Чем налог отличается от страхового взноса

Отличие налога от страхового взноса

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

А вот дальше начинаются отличия.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О ).

Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

Отличие налога от сбора: законодательная база

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие.

Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти.

К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.
С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Отвечая на вопрос, как Минздравсоцразвития относится к предложению Центра стратегических разработок о том, чтобы каждый работник дополнительно платил свой взнос в Пенсионный фонд, Ю.Воронин пояснил, что это не идея ЦСР, а обычная мировая практика. В ведущих странах страховые взносы выплачиваются на паритетных основах: работодателем и работником.

Ю.Воронин напомнил, что, когда премьер-министр В.Путин встречался с экспертными группами, перед которыми он поставил задачу подготовить экономическую стратегию для правительства, он специально акцентировал внимание экспертов на том, что у нас уже есть сложившиеся система социальных гарантий которую нельзя взять и просто демонтировать.

С полным текстом интервью Ю.Воронина можно ознакомиться на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ .

Источник: https://nalog-plati.ru/voprosy/chem-nalog-otlichaetsya-ot-strahovogo-vznosa

Читать книгу «Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления» онлайн— Андрей Гартвич — Страница 3 — MyBook

Отличие налога от страхового взноса

Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма. Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом.

Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог.

Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

Что такое обязательный страховой взнос

Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан (эти фонды перечислены выше).

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма. В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа, относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Обязательные страховые взносы собираются за счет тех денег, которые граждане, в принципе, могли бы получить в качестве личных доходов. За граждан, работающих в организациях или у предпринимателей, взносы уплачивают организации и предприниматели. Собираемые суммы пропорциональны личным доходам работающих граждан.

Собранные средства расходуются на социальную поддержку граждан в ситуациях, когда государство признает их нуждающимися в этой поддержке: когда гражданин не способен зарабатывать деньги самостоятельно или утратил такую способность по уважительным причинам.

Это следующие ситуации: временная нетрудоспособность по причине болезни, травмы, беременности; постоянная нетрудоспособность по причине достижения пенсионного возраста. Но социальная поддержка, оказываемая гражданину со стороны фонда, не всегда пропорциональна сумме взносов, собранных за счет его доходов.

То есть применительно к страховым взносам принцип индивидуальной безвозмездности платежа соблюдается лишь частично.

К социальной поддержке граждан, оказываемой за счет средств государственных внебюджетных фондов, относятся трудовые пенсии и выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью. Работающие граждане могут получать социальную поддержку через организации и предпринимателей, у которых работают, и тем же способом, каким они получают заработную плату.

Следует заметить, что в Российской Федерации социальная поддержка граждан осуществляется не только за счет средств внебюджетных фондов, но также за счет средств бюджетов: федерального, региональных и местных.

В частности, за счет федерального бюджета выплачиваются пенсии бывшим военнослужащим и государственным служащим, а также пенсии никогда не работавшим гражданам.

Также за счет федерального бюджета начисляется материнский капитал при рождении второго ребенка.

Еще одно отличие обязательного страхового взноса от налога – цель взимания. Обязательные страховые взносы взимаются не для финансирования государственных нужд в целом, а строго для финансирования социальной поддержки граждан.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами.

Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс.

А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией – территориальным подразделением Федеральной налоговой службы. Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации, которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.

На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы. Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации.

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

• схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

• государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Источник: https://MyBook.ru/author/andrej-gartvich/nalogi-sbory-i-strahovye-vznosy-pravila-ischisleni/read/?page=3

Чем отличается налог от сбора

Отличие налога от страхового взноса
Copyright: фотобанк Лори

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов.

В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора.

Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор».

Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки.

В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие.

Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти.

К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.
С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5a7971799d9d909b854b8d/5b9d036aaccf9b00aad5d851

Страховые взносы вместо ЕСН: новые правила начисления, уплаты и отчетности

Отличие налога от страхового взноса

Понятие облагаемого объекта практически осталось таким же, как и для единого социального налога.

Так, работодатели-организации и предприниматели должны начислять взносы в ПФР, Фонд соцстраха, ФФОМС и ТФОМС на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.

Единственное, но очень существенное отличие от главы 24 НК РФ — отсутствие взаимосвязи с признанием расходов. Так, объектом для начисления страховых взносов являются даже те выплаты, которые не отнесены к затратам для целей исчисления налога на прибыль.

Что касается базы для начисления страховых взносов, то она по-прежнему определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период (он равен году) за минусом сумм, не облагаемых взносами. Но есть два глобальных отличия. Первое — отмена регрессивной шкалы ставок.

Второе отличие — введение предельной величины налоговой базы в отношении каждого физического лица. В 2010 году лимит будет равен 415 000 рублей. Это значит, что как только доход работника превысил это значение, бухгалтерия прекращает начисление взносов.

Начиная с 2011 года предельный размер базы будет индексироваться исходя из роста средней заработной платы в РФ.

Выплаты, освобожденные от взносов

Список выплат, не подпадающих вод страховые взносы, очень напоминает аналогичный перечень из статьи 238 НК РФ. Однако не обошлось и без расхождений. Основные отличия мы привели в таблице 1.

Различия между новым и старым перечнем «освобожденных» выплат

Наименование выплаты По новому закону о страховых взносах По старым правилам начисления ЕСН
Компенсация за неиспользованных отпуск при увольненииВзносы начисляютсяОсвобождались от налога (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ)
 
Единовременная материальная помощь при рождении ребенка не более 50 000 руб. Освобождается, если матпомощь выплачена в первый год жизни ребенкаОсвобождалась независимо от времени выплаты (подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ)
Взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспеченияОсвобождаютсяОблагались ЕСН, так как включаются в расходы (подп. 16 ст. 255 НК РФ)
 
Материальная помощь работникуОсвобождается в пределах 4 000 руб. на одного сотрудника за годОсвобождалась полностью, так как не учитывается в расходах (под. 23 ст. 270 НК РФ)
 
Выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ ОсвобождаютсяОблагались на общих основаниях

Тарифы страховых взносов

В 2010 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%.

Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на накопительную – 6%.

Кроме того, в 2010 будут применяться пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.

Начиная с 2011 года тарифы страховых взносов возрастут и буду составлять: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигнет 34%.

Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 процентов пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.

В период с 2011 по 2014 год включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.

Начиная с 2015 года все льготные тарифы отменяются.

Уплата взносов

В отличие от единого социального налога, страховые взносы нужно начислять и уплачивать отдельно в каждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыре платежных поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, и указать в каждом соответствующий счет федерального казначейства.

Перечислить деньги нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным. Если в платежке стоит неправильный номер счета Федерального казначейства, КБК или наименование банка-получателя, и это привело к неверному зачислению денег, то обязанность по уплате взносов не считается выполненной.

За несвоевременное перечисление взносов фонда начисляют пени.

Обособленные подразделения платят взносы по тем же правилам, что и единый соцналог. Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Переплату по страховым взносам можно зачесть или вернуть. Для этого бухгалтер должен написать заявление в течение трех лет со дня перечисления. При этом зачесть переплату можно только в счет будущих платежей или недоимки по этому же фонду. Так, не получится зачесть взносы, излишне уплаченные, например, в ПФР, в счет недоимки по платежам в Фонд соцстраха.

Отчетность по взносам

По окончании отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) бухгалтер должен заполнить и сдать два расчета. Первый — в Пенсионный фонд по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Предоставить его нужно до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля).

Второй расчет — в ФСС РФ по взносам на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Срок его сдачи — до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января).

Если отчетная дата приходится на входной или праздничный день, ее переносят на первый рабочий день.

В 2010 году компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправе отчитываться на бумаге.

Начиная с 2011 года в электронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочной численность работников более 50 человек. К тому же добавится ежеквартальная отчетность по персонифицированному учету в Пенсионный фонд (до 2011 года сдавать персонифицированные сведения нужно раз в год).

Проверки плательщиков взносов

Фонды будут проводить камеральные и выездные проверки.
«Камералки» назначают фонды, получившие расчеты по взносам. Соответственно, камеральные ревизии по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС проводит Пенсионный фонд.

Камеральную проверку по взносам в ФСС проводит Фонд соцстраха. Никакого специального разрешения для «камералки» не требуется. Если такая ревизия не выявит нарушений, то фонд не составляет акт и не сообщает о результатах плательщику.

Если же сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, она потребуют, чтобы плательщик предоставил пояснения, либо внес исправления.

В случае, когда несмотря на корректировку и дополнительную информацию ревизоры зафиксируют нарушение, они составят акт, а затем вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении.

Выездные проверки проводятся совместно Пенсионным фондом и ФСС РФ, причем «пенсионщиков» интересуют не только взносы, но и предоставление сведений персонифицированного учета. План выездных контрольных мероприятий составляется на год.

Процедура проведения во многом напоминает налоговую выездную ревизию. Это мероприятие также проходит на территории организации или ИП и может затрагивать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проведения ревизии.

Назначать выездную проверку фонды могут не чаще, чем раз в три года. Максимальное время проведения такого мероприятия — два месяца. Правда, сотрудники фонда вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае — еще на три.

По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении.

Штрафы

Непредоставление в срок расчета грозит плательщику санкцией в размере 5 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате по данному расчету, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи.

Сумма штрафа не может превышать 30 процентов взносов к уплате и не может быть менее 100 рублей. Задержка, превышающая 180 дней, влечет штраф в размере 30 процентов подлежащих уплате взносов плюс 10 процентов за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня.

Максимальная величина санкции здесь не предусмотрена, а минимальная составляет 1 000 рублей. Кроме того, за задержку расчетов предусмотрена ответственность по новой редакции КоАП РФ. Административный штраф (от 300 до 500 рублей) заплатят должностные лица компании.

Обратите внимание: данный вид наказания не применяется к индивидуальным предпринимателям.

За неуплату или неполную уплату взносов ревизоры оштрафуют на 20 процентов от неуплаченной суммы. Если проверяющие заподозрят умышленное сокрытие взносов, санкция увеличится до 40 процентов.

Отказ в предоставлении документов, необходимых для проведения проверок, влечет наказание в размере 50 руб. за каждый несданный документ.

Введена и административная ответственность для должностных лиц организаций – от 300 до 500 рублей.

А за непредоставление проверяющим информации о начисленных больничных и декретных – отдельный штраф в размере от 300 до 500 рублей. Эти санкции не применяются в отношении ИП.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2009/7/1864

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.