Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

Содержание

Инвестиции для госслужащих. Недвижимость

Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

25 янв 2021  Никита  Умеренков  Все авторы

  • Статус госслужащего и предпринимательская деятельность – понятия несовместимые
  • Инвестиционная недвижимость и арендный бизнес. Что можно, а что нельзя?

Работа на государство – это большие полномочия, но и большая ответственность. Поэтому законодательство в деталях регулирует деятельность и статус государственных служащих, в том числе устанавливает для них многочисленные запреты и ограничения.

Многие из таких запретов и ограничений относятся к области финансов и инвестиций. На нашем сайте мы уже об этом писали (Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности ).

Настоящей статьей мы начинаем серию публикаций, где подробно рассмотрим влияние запретов и ограничений, связанных с госслужбой, на инвестиционные возможности государственных служащих.

Запреты и ограничения для госслужащих в области финансов и инвестиций, можно условно разделить на следующие большие группы: (1) запрет на осуществление предпринимательской деятельности; (2) запрет на иностранные счета и финансовые инструменты; и (3) запрет на владение ценными бумагами, которое приводит (или может привести) к конфликту интересов.

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации.

Гражданский Кодекс определяет предпринимательской «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Он же требует, чтобы лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязательно были зарегистрированы в этом качестве (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя, ИП) в установленном порядке.

За ведение такой деятельности без госрегистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность, а при определенных обстоятельствах – даже и уголовная ответственность.

Несмотря на прямое требование об этом (и соответствующую административную и уголовную ответственность), многие физические лица занимаются деятельностью, подходящей под определение предпринимательской, без регистрации даже в качестве ИП.

Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость

Давайте рассмотрим, может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью на примере инвестиций в недвижимость.

Инвестиционная недвижимость

Второй по популярности (после банковских депозитов) инвестиционный инструмент в Российской Федерации – это недвижимость. Можно утверждать, что простая покупка инвестиционной недвижимости в надежде на рост ее стоимости, не является предпринимательской деятельностью.

При такой инвестиции пользования имуществом (т.е. извлечения ее полезных свойств) не происходит, т.к. собственник только владеет данным активом.

Аналогичным образом, инвестиции в строительство на этапе котлована по договору ДДУ, также не будут признаваться предпринимательской деятельностью.

Следовательно, такой способ инвестиций как приобретение или вложения в недвижимость, при условии соблюдения остальных ограничений и запретов, полностью доступен государственным служащим, поскольку ни покупка недвижимости, ни инвестиции в ее строительство, не являются предпринимательской деятельностью. Единственное что стоит иметь ввиду при рассмотрении возможностей инвестиций в подобные активы – обязанность госслужащих отчитаться о своем имуществе в установленном порядке, а также, для некоторых категорий госслужащих – о своих расходах.

Арендный бизнес

Другим видом инвестиций в недвижимость является приобретение, как правило, готовой недвижимости с целью сдачи ее в аренду. Бизнес раньте собственно и состоит в целенаправленной покупке недвижимости и немедленной сдаче ее в аренду. «Профессиональные» раньте регистрируются в качестве ИП, что позволяет им законно экономить на налогах, поскольку ставка налога для ИП может быть ниже 13%.

Может ли чиновник заниматься арендным бизнесом? Будет ли являться такая деятельность предпринимательской (а, следовательно, и запрещенной)?

Исходя из запрета на предпринимательскую деятельность, государственная служба и статус ИП несовместимы, и регистрация в качестве ИП не доступна для госслужащих. Однако многие арендодатели-физические лица также не регистрируются в качестве ИП.

Признаки предпринимательской деятельности, указанные в Кодексе, носят оценочный характер и не позволяют однозначно ответить, является ли деятельность по сдаче недвижимости в аренду, предпринимательской.

Ответ на данный вопрос может дать судебная практика по административным и уголовным делам, где в судебных решениях по конкретным случаям приводятся критерии, признаки предпринимательской деятельности и ее отличия от иной деятельности.

Судебная практика

Из существующей судебной практики, а также доступных разъяснений налоговых органов следует, что наличие лишь одного договора аренды недостаточно для признания арендодателя – гражданина предпринимателем.

Для того, чтобы сделать такой вывод, необходимо установить факты систематического получения прибыли от передачи имущества в аренду.

Поэтому, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии признаков предпринимательской деятельности, правоохранительные и налоговые органы прежде всего анализируют цели, для которых гражданин приобрел то или иное имущество, а также систематичность совершения им сделок, причем как по приобретению недвижимости, так и по сдаче ее в аренду. Под «систематическим» ведением бизнеса налоговые органы понимают совершение гражданином не менее двух сделок в течение года.

Вывод о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности можно делать только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах такой деятельности. При этом о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности:

  • Приобретение недвижимости с целью последующего извлечения прибыли
  • Ведение учета операций, связанных с осуществлением сделок (т.е. «бухгалтерии»)
  • Взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенных период времени сделок, и т.д.

Если же указанные признаки отсутствуют, например, при однократном совершении физическим лицом арендной сделки, то деятельность не является предпринимательской и у гражданина не возникает обязанность регистрироваться как ИП.

Так, в одном из постановлений, Верховный Суд указал, что не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, которое приобрело для личных нужд либо получило недвижимость по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой сделки получило доход, не подлежит уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сдача недвижимости в аренду возможна (и безопасна) для госслужащих, в следующих ситуациях:

  • Жилая недвижимость была приобретена для личных нужд, но в связи с отсутствием необходимости в использовании (например, получении служебной квартиры) сдается; и
  • Недвижимость (как жилая, так и нежилая) была получена по наследству и в связи с отсутствием необходимости использования сдается.

Представляется, что покупать 2-ую, 3-ю и т.д. квартиру специально для сдачи в аренду, равно как и приобретать нежилое помещение для этих же целей госслужащему не следует, поскольку такие действия с большой долей вероятности могут быть квалифицированы как «деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли».

В этой связи мы рискнем утверждать, что, хотя и отдельные арендные сделки доступны для госслужащих, к сожалению их статус не позволяет им стать полноценными раньте, т.е. осуществить регулярные инвестиции в недвижимость с целью сдачи ее в аренду.

Обращаем внимание, что за нарушение указанного запрета (занятие предпринимательской деятельностью), предусмотрены достаточно жёсткие санкции – гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (см. ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе), а также может подлежать административной и даже уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Госслужащие Бюджетники Инвестиции Недвижимость

Источник: https://rostsber.ru/publish/investment/gossluzhba_nedvizhimost.html

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время.

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Запретительные меры для работы

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
  6. Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание.

Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост.

Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится.

Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/zaprety-gos-slujbi

Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательством и иной оплачиваемой деятельностью – Дело

Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

— Организация бизнеса — Кадры — Может ли муниципальный служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью

Правовой статус, права и обязанности лиц, являющихся муниципальными служащими, четко регламентируются федеральным законодательством, а также рядом нормативов, принимаемых органами местного самоуправления. Актуальным в рамках данной темы является вопрос, может ли муниципальный служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью помимо основной службы?

Особенности статуса муниципального служащего

Основным документом, регламентирующим деятельность муниципальных работников в РФ, является ФЗ № 25 от 02.03.2007г.

Под муниципальной службой понимается особая профессиональная деятельность на одной из должностей местного муниципалитета.

Прием на работу осуществляется посредством оформления трудового соглашения с кандидатом, который подходит под требования законодательства. В частности, к данным требованиям относятся:

  • Наличие образования, которое бы соответствовало уровню занимаемой должности;
  • Наличие стажа. Однако подобное характерно только для высокопоставленных должностей. Более конкретные требования можно найти в профессиональном стандарте для индивидуальной профессии.

При подаче заявления на трудоустройство в муниципальную структуру, те лица, которые уже имеют опыт работы в подобной организации, получают преимущество. Законодательство постановляет, что один год государственной службы соответствует двум годам стажа вне данной сферы.

Вопрос об отнесении какой-либо должности к муниципальной крайне важен, так как данная деятельность сопровождается рядом ограничений и запретов. Важно отметить должности, которые не относятся к муниципальным:

  • депутатские мандаты;
  • участники выборных структур;
  • выборные должностные субъекты органов местного самоуправления;
  • участники избирательных комиссий, сформированных в муниципальной структуре, и которые действуют в качестве юрлиц;
  • председатель, его заместитель, а также аудитор контрольно-счетного органа муниципального формирования.

В данном вопросе также важно рассмотреть соотношение муниципальной и государственной (гражданской) служб. При этом военные структуры, суды, прокуратуры обладают обособленным статусом чиновников. Это предполагает особый вид гражданской службы.

Так, между муниципальными служащими и гражданскими имеются следующие сходства:

  • для обоих направлений предполагаются единые квалификационные требования;
  • ограничения и обязательства ввиду прохождения подобной службы одинаковы;
  • порядок подготовки специалистов совпадает;
  • стаж, полученный на муниципальной службе, равнозначен стажу, полученному на гражданской должности;
  • порядок оплаты труда и предоставления в дальнейшем пенсий, а также обеспечение родственников субъекта в случае утраты кормильца, также идентичен.

Существенных различий между рассмотренными понятиями нет, как следствие, уместно утверждать, что статус государственного и муниципального служащего совпадает.

Права и обязанности муниципального работника

К правам муниципальных сотрудников относятся:

  • ознакомление с локальными нормативами организации, которые регламентируют деятельность конкретной должности;
  • формирование необходимых условий для должного исполнения своих профессиональных обязанностей;
  • получение вознаграждения за труд в соответствии с заключенным договором;
  • установление субъекту графика труда и отдыха в соответствии с нормами ТК РФ;
  • получение необходимой информации для осуществления своей профессиональной деятельности;
  • получение дополнительного образования за счет государственных средств;
  • защита персональных данных на основании действующего законодательства;
  • ознакомление с материалами личного дела сотрудника;
  • участие в профсоюзах, защита своих интересов и прав;
  • осуществление иной оплачиваемой деятельности, если подобная работа не приносит вреда исполнению должностных обязанностей муниципального служащего. При этом исключением является глава администрации, осуществляющий свою деятельность на основании контракта.

К обязанностям муниципального работника относятся:

  • соблюдение положений действующего законодательства;
  • действовать в рамках своей должностной инструкции;
  • поддержание своей квалификации на требуемом уровне, в случае необходимости − прохождение дополнительного обучения;
  • сохранение государственной тайны, а также тайны частной жизни должностных лиц, которые стали известны субъекту в рамках исполнения им своих профессиональных обязанностей;
  • сохранение имущества в должном качестве, которое было предоставлено субъекту для использования;
  • обеспечение в структуру сведений относительно своей личности, а также данных о родственниках, в контексте действующего законодательства РФ;
  • уведомление структуры о смене или утрате российского гражданства, а также о приобретении иностранного гражданства;
  • соблюдение всех установленных законодательством ограничений в рамках исполняемой субъектом работы.

Ограничения, налагаемые на муниципального служащего

Субъект может быть лишен статуса муниципального служащего в следующих обстоятельствах:

  • документально подтверждено, что субъект полностью или частично утратил дееспособность;
  • служащий был подвергнут судебному обвинению и был признан виновным, что исключает дальнейшую деятельность гражданского служащего;
  • гражданин отказался пройти процедуру проверки для допуска к государственной тайне, если занимаемая работником должность прямо связана с данной информацией;
  • у субъекта было выявлено заболевание, которое делает невозможным дальнейшую трудовую деятельность в рамках муниципальной организации;
  • лицо отказывается от прохождения диспансеризации, проводимой каждый год;
  • наличие родства и/или близких связей с главой учреждения, если исполнение должностных обязанностей субъекта прямо связано с взаимодействием с управленцем;
  • получение иностранного гражданства;
  • фальсификация личных сведений при трудоустройстве.

Вышеописанные ограничения связаны с обстоятельствами, которые обуславливают невозможность субъекта трудиться в рассматриваемой сфере. Однако также существуют запреты, которые прямо относятся к образу жизни гражданина и его личности.

Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательством

Так, в соответствии со ст. 14 ФЗ № 25, муниципальный служащий не может продолжать свою деятельность, если избирается на оплачиваемую должность в профсоюзном образовании. Субъект не может принимать участие в деятельности некоммерческих организаций (ТСЖ, жилищный комитет и т.д.) и в управлении коммерческими компаниями.

Запрещено иметь статус владельца ценных бумаг (подобные активы должны быть переданы третьим лицам при трудоустройстве).

Помимо этого, фактически муниципальный служащий не может представлять чужие интересы. Однако данное положение подразумевает ряд исключений, которые закреплены в федеральном или локальном законодательстве.

Противозаконно получать вознаграждение от третьего лица за осуществление своей деятельности. Различные подарки, получаемые в рамках исполнения работником своих служебных обязанностей, должны передаваться в администрацию структуры местного самоуправления, откуда они могут быть выкуплены.

Исходя из ст. 2 ГК РФ, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная работа, осуществляемая на собственный риск, которая приносит субъекту регулярный доход. В соответствии с данным определением, госслужащие не могут заниматься бизнесом. При наличии у человека данного статуса, он должен «закрыть» статус ИП до момента принятия на должность.

Однако законодательство, например, не запрещает муниципальным сотрудникам сдавать в аренду квартиру, принадлежащую субъекту, и получать доход с обозначенной деятельности.

Основной сутью запрета является необходимое отсутствие конфликта интересов у гражданина, ведущего муниципальную работу.

Ограничения статуса муниципального служащего после его увольнения

Как отмечалось ранее, муниципальная служба предполагает ряд запретов для субъекта. Так, гражданин обязан хранить в тайне определенные сведения, полученные им в рамках осуществления должностных обязанностей.

На протяжении двух лет с момента увольнения из государственной структуры, субъекту запрещено трудоустраиваться в негосударственные образования из особого списка, если комитет по этике поведения не оспорит данное положение.

Обозначенные требования и ограничения прямо направлены на избежание противозаконного использования своих полномочий или полученной информации с целью наживы или личного интереса бывшего служащего.

Таким образом, муниципальные сотрудники имеют ряд ограничений и запретов на иную оплачиваемую деятельность. Прежде чем взять дополнительную работу, госслужащий должен внимательно изучить нормативную базу вопроса, так как в противном случае он будет привлечен к ответственности за нарушение законодательства. (26 голос., 4,30

Источник:

ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ

Запреты для служащих являются не только препятствием, но и средством самореализации служащего, в них содержится не только ограничительный, но и освободительный от внешнего воздействия потенциал.

В литературе отмечается, что «ограничения-запреты есть категория более фундаментальная, нежели категория цели.

Недаром самый важный вклад науки в развитие цивилизации заключается в том, что наука нашла метод отыскивать и формулировать именно запреты, ограничения»1.

Следует подчеркнуть, что все запреты на службе подразделяются на ряд форм — этические, управленческие, экономические, правовые и др. При этом этические запреты оказывают управляющее и корректирующее воздействие на все другие формы ограничений.

Профессиональная этика является действенной основой регулирования профессиональной дисциплины и поведения служащих.

Эти запреты очень важны, ведь их функцией является определение в целом внешнего вида и форм практически всех аспектов профессиональной культуры и правил творчества в служебной сфере. Они задают коллективные стереотипы восприятия службы.

Управленческие ограничения на службе выражаются во властном ограничении тех или иных практик служебной деятельности. Правовые ограничения представлены в законодательных нормах, которые являются производными от этических ограничений, и выражаются прежде всего в обязанностях служащих.

Существен вопрос о методах осуществления запретов.

Методы запретов на службе — это совокупность приемов и способов, направленных на внедрение, в том числе принудительное, явных и скрытых правил, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов и результатов самовыражения служащих, которым они вынуждены подчиняться и за пределы которых они не должны и не могут выходить даже тогда, когда это противоречит их воле, интересам и желаниям.

Запреты на муниципальной службе — это запрещение совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия.

Запреты ограничивают ряд конституционных прав муниципальных служащих (право заниматься предпринимательской деятельностью, допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, и т.д.

), но принимаются муниципальными служащими добровольно при поступлении на муниципальную службу. Их назначение:

  • • обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • • установить препятствия возможному злоупотреблению муниципальными служащими;
  • • создать условия для независимости служебной деятельности в системе муниципальной службы.

Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. — М., 2005. — С. 225.

Специфика запретов как служебных обязанностей состоит в том, что муниципальный служащий в процессе служебной деятельности реализует часть компетенции органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и в связи с этим обладает правом принимать в одностороннем порядке управленческие решения, обязательные для исполнения местным населением, не находящимся непосредственно в его служебном подчинении, что обусловливает необходимость наличия таких запретов для муниципального служащего[1].

Запреты для муниципального служащего имеют абсолютный характер, они не связаны непосредственно с исполнением служебных обязанностей, т.е.

они действуют для служащих в течение всего времени нахождения на службе и не могут быть отменены или заменены другими положениями.

Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность муниципального служащего.

Запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:

  • 1) несовместимость замещения должности муниципальной службы с другими видами профессиональной деятельности;
  • 2) обеспечение дисциплинарного режима на муниципальной службе.

Федеральный закон № 25-ФЗ за несоблюдение ограничений и запретов любого вида предусматривает лишь одно последствие — прекращение служебных отношений на муниципальной службе и увольнение с муниципальной службы (п. 3 ч. 1 ст. 19).

Рассмотрим установленные федеральным законодательством запреты более подробно.

Источник: https://okarb.ru/prochee/mozhet-li-munitsipalnyj-sluzhashhij-zanimatsya-predprinimatelstvom-i-inoj-oplachivaemoj-deyatelnostyu.html

Можно ли оформить ИП если официально трудоустроен

Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

Нередки ситуации, когда официально работающие граждане начинают задумываться об открытии собственного дела. Оправданно опасаясь рисков «прогореть» не все могут позволить себе прервать трудовые отношения. В таких случаях возникает вопрос: может ли человек, работающий по трудовому договору зарегистрировать ИП. 

Ограничения при регистрации ИП

При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.

  1. Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
  2. Он должен иметь российское гражданство.
  3. Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
  4. Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.

Ограничение на возраст и дееспособность наложено потому, что предпринимательская деятельность связана с риском и бизнесмен должен хорошо это понимать.   

Можно ли работающему оформить ИП

Достаточно часто возникает вопрос: можно ли открыть ИПесли работаешь официально. В требованиях, выдвигаемых для регистрации предпринимателей, нет условия, по которому бизнесмен должен являться безработным.

ИП, в отличие от ООО или ОАО, это не правовая форма организации, а особый статус физического лица. Гражданин, получивший статус ИП, может осуществлять коммерческую деятельность на законных основаниях. Помимо этого права, статус ИП накладывает на своего обладателя ряд обязанностей. К ним относятся:

  • уплата обязательныхотчислений в ПФР и ФНС;
  • ведение отчетности для предоставления в госорганы;
  • несение ответственности по возложенным на себя обязательствам.

После регистрации в качестве ИП предприниматель по-прежнему остается физическим лицом и не теряет прав и обязанностей рядового гражданина РФ. За ним сохраняется право на осуществление трудовой деятельности.   

Работающий является сотрудником бюджетного или государственного учреждения

Иногда оформить ИП работающему человеку действительно невозможно. Такая ситуация возникает если человек официально трудоустроен в государственных или муниципальных учреждениях и является государственным служащим.

Необходимопонимать, что сам факт работы в подобных организациях не делает гражданина госслужащим по умолчанию.

Перечень должностей, относящихся к государственной службе, составляется и подписывается президентом РФ.

При необходимости расширить круг лиц, не имеющих права заниматься предпринимательством, в определенном субъекте РФ, составляется дополнительный акт на уровне регионального законодательства.

Если при устройстве на работу сотрудник получает статус государственного служащего, то этот факт отражается в трудовом договоре.

Общий перечень должностей, которые не могут получить статус ИП:

  • депутаты государственного и федерального уровня;
  • чиновники;
  • представили Вооруженных Сил и МВД;
  • адвокаты, судьи и нотариусы;
  • главы муниципальных структур.

Бухгалтер, работающий в детском саду, не является госслужащим, и запрет на ведение ИП на него не распространяется. Педагог бюджетной организации также может зарегистрировать себя в качестве ИП. Главный врач муниципальной больницы является представителем здравоохранения России и считается государственным служащим. Он не имеет права на получение статуса индивидуального предпринимателя.

 Представителей государственной власти ограничили в праве на ведение предпринимательской деятельности для осуществления продуктивной работы. Ведение ИП может отнимать много времени, а человек, представляющий государство, должен все силы отдавать службе.

Может ли ИП работать по трудовому договору

Законом не запрещено совмещение трудовой и предпринимательской деятельности. Права ИП, как физического лица, охраняются Конституцией РФ.

Статья 37 дает подробное объяснение, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своим трудом.

Отталкиваясь от этого документа, физлицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, имеет право на заключение трудового договора со сторонней организацией.

ИП, в отличие от ООО даже с одним учредителем, не может оформить трудовые отношения между собой и своей фирмой.   

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

Часто работающего человека волнует вопрос: как отразится открытие ИП на уже оформленные трудовые отношения. Ведение ИП регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ, а трудовых взаимодействий – ТК РФ. Эти законодательные направления никак не пересекаются между собой. Следовательно, индивидуальное предпринимательство не влияет на выполнение работы,оформленной по ТК РФ.

За работника по-прежнему будут вноситься обязательные страховые выплаты и налоговые перечисления. Ему также полагается оплачиваемый ежегодный отпуск и больничный лист. Все эти условия соблюдаются при оформлении трудового договора с физическим лицом.

Если владелец собственного дела желает устроиться на работу именно как ИП, то между ним и работодателем заключается договор гражданско-правового подряда (ГПД). В таком случае соц. пакет, а также налоговые и пенсионные отчисления за работником не сохраняются.

Такой схемой часто пользуются работодатели, желающие сэкономить на уплате налогов.

Если предприниматель работает по трудовому договору, в качестве физлица, то он не освобождается от выплаты страховых и налоговых взносов. Он должен производить выплаты даже в том случае, если у ИП нулевой доход.

Сообщать или нет нанимателю о регистрации ИП – решать самому предпринимателю. Факт открытия и ведения предпринимательской деятельности не отражается в трудовой книжке.

Отчеты по своему предприятию, никак не пересекаются с теми, которые сдаются за наемных работников. Сведения о предпринимателях содержатся в ЕГРИП и свободный доступ к ним не предоставляется.

Если ИП не будет использовать рекламу в СМИ, то наниматель может не узнать об особом статусе работника.  

Как оформить ИП работающему

Процедура оформления ИП для трудоустроенных и безработных граждан идентична. Для получения законного разрешения на ведение собственного бизнеса надо собрать комплект документов.

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. ИНН заявителя.
  3. Заполненная форма Р21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины. В 2021 году для открытия ИП ее размер составляет 800 рублей. Потребуется оригинал и копия платежного документа.
  5. Заявления о переходе на УСН в 2-х экземплярах. 1 из них вернется обратно после регистрации ИП с пометкой ФНС.

Бумаги необходимо предоставить в отделение ФНС или МФЦ по месту регистрации. По истечении 3-х рабочих дней необходимо явиться в отделение для получения документов. В качестве подтверждения существования ИП выдается свидетельство о регистрации и выписка из ЕГРИП.

Как можно совмещать ИП с официальной работой

Совмещать ИП и основную работу можно,но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.

Удобно совмещать ИП и основную работу тем, кто имеет свободный или посменный график труда. Если предприниматель в официальных трудовых отношениях занят полный рабочий день, то ему целесообразно трудоустроитьу себя человека, который будет вести отчетность. Альтернатива этому варианту – поиск удаленного бухгалтера.  

Когда оформление ИП необходимо

В некоторых случаях можно заниматься своим делом с целью получения дополнительного заработка без оформления ИП. К таким ситуациям можно отнести частный извоз, пошив одежды или оказание косметологических услуг на дому.

Не целесообразно регистрировать ИП при малом доходе, потому что отчисления в ПФР и ФОМС являются обязательными и не зависят от размера доходов. В 2021 году минимальный размер этих выплат составляет 32385 рублей.

При доходе свыше 300000 рублей эта сумма увеличивается.

После регистрации ИП можно не оформлять работников, а самостоятельно выполнять всю работу. Если принять человека на работу по трудовому договору, то ИП должен совершать страховые перечисления не только за себя, но и за рабочего. Дополнительные взносы составляют порядка 30% от оклада работника.   

Регистрация ИП необходима если:

  • для осуществления деятельности требуется получение лицензии;
  • имеется необходимость в рекламе;
  • нужно открыть расчетный счет.

Закон разрешает совмещать предпринимательскую и трудовую деятельность. При решении получить статус ИП без последующего увольнения с основного места работы нужно оценить возможные риски.

Если времени для ведения собственного дела достаточно, то можно смело собирать документы и отправляться в ФНС.

В случае отсутствия достаточного внимания новому бизнесу он рискует принести владельцу убытки вместо ожидаемой прибыли.

Полезно ознакомиться:

Регистрация товарного знака и может ли ИП зарегистрировать товарный знак;

Регистрация ИП на сайте налоговой онлайн, как подать заявление;

Как закрыть ИП, документы для закрытия ИП на стадии открытия, если есть долги или есть сотрудники;

Налоговая декларация по единому налогу как заполнять, сроки подачи.

Источник: http://selen-grand.ru/novosti/mozhno-li-oformit-ip-esli-oficialno-trudoustroen/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.