Методы определения нмц по 223 фз

Содержание

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию

Методы определения нмц по 223 фз

Определение начальной максимальной цены договора необходимо для проведения закупок при формировании извещения и закупочной документации, при рассмотрении и оценке поступивших на участие в закупках заявок.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:
  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).

На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности.

По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ.

Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема.

Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

Особенностью закупки у единственного поставщика будет то, что указанная в извещении цена и станет ценой по договору, так как ее снижение не предполагается.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок.

Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно.

В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке.

В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/maksimalnaa-cena.html

Методы определения нмц по 223 фз

Методы определения нмц по 223 фз

Что нужно, чтобы рассчитать и обосновать НМЦД по 223-ФЗ, какие методы применять для расчета и как обосновать цену, узнайте в статье, а также смотрите пример расчета и используйте онлайн калькулятор.

ФЗ-223 называет главным документом, который регулирует и, по сути, организует всю закупочную деятельность заказчика, Положение о закупке. В нем должны содержаться все требования к закупкам (ч. 2 ст. 2). Порядок расчета и обоснования НМЦД, как одно из требований, также может быть включен в Положение.

Это логично, ведь сведения о НМЦД включаются в извещение о закупке (п. 5 ч. 9 ст. 4) и документацию (п. 5 ч.10 ст. 4). А если в названных документах она отсутствует, то по общему правилу контрольный орган вправе отменить такую закупку (п.

Нужно ли нам объявлять конкурс, какую процедуру нужно провести, что нужно разместить на сайте, какую цену должен предоставить поставщик, если в течение года цены меняются

Ответ: Нужно смотреть положение, потому что закон рамочный, он говорит о том, что заказчик имеет право размещать помимо аукциона и конкурса другие способы размещения заказа, нужно смотреть, в каком случае допускается такая форма размещения заказа.

Конкурс можно провести, однако часто монополисты не стремятся участвовать в конкурсах, которые размещает заказчик. В зависимости от того, какая процедура выбрана, такая и размещается на сайте.

Если в течение года цены меняются – это самый худший вариант, тарифы жесткие, меняются пару раз в год.

Для получения более точных результатов рекомендуется по возможности использовать сведения о нескольких товарах-аналогах, полученных от разных производителей или поставщиков.

3. Затратный (проектно-сметный)метод определения начальной (максимальной) цены договора применяется, как правило, при расчетах цен в строительстве, при расчетах цен на сложное нетиповое комплектное оборудование, при расчетах цен на комплексные работы и услуги.

Цена предмета закупки составляется путем набора и сложения (калькуляции) цен его составляющих (работ, товаров, оборудования, стоимости машин и механизмов) и учетом их объема.

Для товара суммируются затраты материалов и запчастей, а также трудозатраты по его производству (сборке).

4.

Ответ: На официальные сайты всегда выкладывается информация о том, какое количество участников торгов было, какая цена и т.д.

Вопрос: Можно ли использовать цены предыдущих торгов для формирования НМЦ?

Ответ: Конечно, это самый лучший источник.

Вопрос: Достаточно ли сметы для определения НМЦ на ремонт помещения? У нас нет сметчика, если обращаться к Подрядчикам, что это будут за торги? Ответ: В этой ситуации гораздо лучше нанять проектно-сметную организацию, которая все посчитает, только после этого выкладывать информацию.

Вопрос: Допустим, при проведении любой из предусмотренных Положением о закупках процедуры торгов я задал начальную (максимальную) цену 100 руб.

Методы определения нмцк по 223 фз

продукции должен осуществляться заказчиком при планировании закупок (как правило, за 1-1,5 года).

Более точный расчет начальной (максимальной) цены договора (контракта) должен производиться при подготовке технических требований спецификаций и технических заданий на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, подготовке соответствующей закупочной документации.

Методы расчета начальной (максимальной) цены договора (контракта)

  1. Рыночный (метод сопоставимых рыночных цен, метод анализа рынка);
  2. По аналогам;
  3. Ресурсный (сметный), проектно-сметный, базисно-индексный, затратный;
  4. По удельным показателям с использованием шкалирования (параметрический метод);

На практике часто применяются производные или смешанные методы на основе указанных.

Методы определения нмцк по 223 фз для рамочных договоров

Расчет начальной (максимальной цены) договора (контракта) должен производиться с учетом всех прямых налогов, которые должны уплачиваться поставщиком в полном объеме, так же как с учетом налога на добавленную стоимость по действующим ставкам, установленным для соответствующего вида товаров, работ и услуг, за исключением освобожденных от уплаты НДС.

Информация о ставках НДС, использованных при расчете начальной (максимальной) цены договора (контракта), или их отсутствии указывается в извещении о размещении заказа.

Поправка на сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

При сравнении контрактных цен на идентичный товар необходимо учитывать срок поставки, поскольку цена на товар будет актуальной на момент поставки.

Если даты поставки различаются, то следует внести поправку, согласно которой будет учтено изменение цен во времени.

Методы определения нмцк по 223 фз с 1 января 2019

Тарифный метод определения начальной цены договора заключается в использовании действующих цен (тарифов) на оказание закупаемых видов услуг и в основном используется при закупке у субъектов естественных монополий, предприятий осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Для определения начальной цены договора рекомендуется использовать единичные тарифы (цены), установленные тремя или более организациями-лидерами рынка, специализирующимися на оказании требующихся заказчику видов услуг.

Определение начальной (максимальной) цены вида услуг может производиться на основании: • усредненных цен, рассчитанных как среднее арифметическое единичных цен (тарифов), если разница в единичных ценах опрошенных фирм составляет 10% и более.

В Положение о закупке он прописал порядок определения НМЦК (НМЦД) по 223-ФЗ. Согласно этому порядку он направляет запросы коммерческих предложений не менее 5 поставщикам требуемого товара.

При этом проводит оценку на основании не менее 3 полученных предложений.

На 5 запросов заказчик получил 3 ответа, которых, согласно Положению о закупке, достаточно для обоснования НМЦД.

Источник: https://kok-stroy.ru/metody-opredeleniya-nmts-po-223-fz

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Методы определения нмц по 223 фз

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 223-ФЗ: определение и обоснование

Методы определения нмц по 223 фз

Начальная максимальная цена договора по 223-ФЗ — это предельная стоимость, прописанная заказчиком в документах, приглашающих участвовать в закрытой закупке. Формирование суммы происходит конкурентным методом при поиске поставщика услуг, товаров, работ. Процесс также регулируется ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

Простыми словами: начальной ценой называют ту, превысить которую при заключении договора нельзя. Если поставщик предлагает более высокую стоимость, его не допускают к торгам.

Методы обоснования НМЦК

Обоснование цены контракта по 223-ФЗ осуществляется одним из пяти методов:

  • тарифным;
  • нормативным;
  • через анализ рынка методом сопоставимых цен;
  • затратным;
  • проектно-сметным.

Метод сопоставимых рыночных цен, или Анализ рынка

Наиболее востребованный вариант определения начальной максимальной цены контракта по 223-ФЗ — метод анализа рынка или, иначе говоря, метод сопоставимых рыночных цен. Он подразумевает сравнительный анализ рыночной стоимости идентичных, однородных или сопоставимых работ, товаров, услуг.

Идентичными называют товары (услуги, работы) с одинаковыми характеристиками. Минимальные различия во внешнем виде не учитываются.

Однородными являются товары со схожими характеристиками, обеспечивающими взаимозаменяемость объектов и выполнение ими одинаковых функций.

Сопоставимые товары или услуги — те, различия между которыми не смогут оказать существенного влияния на результат использования. Определение идентичности, сопоставимости и однородности делается на основе рекомендаций ч. 20 ст. 22 44-ФЗ.

Информация, которая позволяет задействовать метод:

  • о рыночных ценах на услуги и товары (опубликованная в общедоступных источниках);
  • ценах (полученная у поставщика по запросу заказчика);
  • ценах из ЕИС.

Для определения НМЦК не подходит информация:

  • от лиц из РНП;
  • без расчета цен;
  • из анонимных источников;
  • несоответствующая запросу.

Проектно-сметный метод

Сделать расчет НМЦК при заключении контракта с единственным поставщиком можно проектно-сметным методом. В этом случае предметом договора могут выступать:

  • строительство, реконструкция и капитальный ремонт;
  • сохранение объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт сооружений.

Затратный метод

Если вышеописанные технологии расчетов не позволяют установить максимальную цену, то используется затратный метод. Суть способа в определении НМЦК как суммы прибыли, типичной для вида деятельности, и затрат. Учитываются косвенные и прямые расходы на покупку или производство товаров, транспортировку, хранение, страхование и пр.

Информацию о типичной для вида деятельности прибыли можно получить путем анализа контрактов, опубликованных в ЕИС или иных открытых источниках.

К общедоступной информации относятся:

  • данные из каталогов, рекламы, описаний товаров и прочие материалы, расцениваемые как публичная оферта;
  • сведения о котировках с ЭТП, российских и иностранных бирж;
  • госстатистика цен;
  • данные о ценах из официальных источников;
  • данные из выполненных контрактов, которые реализованы надлежащим образом без применения неустоек;
  • данные информационно-ценовых агентств.

Если обоснование НМЦК по 223-ФЗ посредством упомянутых способов выполнить нельзя, потребуется составить обоснование невозможности использования этих методов.

Обоснования НМЦК

Максимальную цену контракта обосновывает и устанавливает заказчик на этапе составления документации для проведения закупки, написания плана и извещения. В последнем непременно указывается результат расчета цены и изменения, которые могли иметь место. Делается план-график.

Величина стоимости влияет:

  • на сроки публикации извещения в ЕИС;
  • выбор поставщика услуг.

Обоснование НМКЦ ведется в соответствии с двумя документами:

  • закон 44-ФЗ / 223-ФЗ;
  • приказ № 567 Министерства экономического развития России от 02.10.2013 г.

Названные документы не являются правовыми актами. Это лишь методические рекомендации, которые допустимо игнорировать. В субъектах РФ могут быть дополнительные приказы и акты.

Определение НМЦК по 223-ФЗ отслеживается органами внутреннего финансового госконтроля.

Расчет НМЦК по 223-ФЗ

Из вышесказанного следует, что расчет НМЦК по 223-ФЗ происходит так же, как по 44-ФЗ. То есть заказчик обязан установить НМЦК, используя описанные методы. Однако требований об обосновании цены в нормах 223-ФЗ нет.

223-ФЗ в п. 7 ч. 10 ст. 44  требует наличия в документах о закупке порядка формирования цены. Речь идет именно о стоимости договора, но не о начальной цене. Важно дать понимание, что включено в цену договора (стоимость товара, перевозки, хранения, страхования и др.).

Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы и основные требования к закупке и категориям юрлиц. На основании этого закона заказчики должны руководствоваться ГК РФ и 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Важный регулирующий документ — Положение о закупке. Оно составляется и утверждается заказчиками самостоятельно. В нем содержатся:

  • требования к закупке, порядок ее подготовки, способ осуществления;
  • порядок подписания контрактов и исполнения договорных обязательств;
  • иные положения.

Положение о закупке — основной документ, который регламентирует расчет НМЦК.

Основное отличие установления суммы контракта по 223-ФЗ от аналогичной процедуры по 44-ФЗ в том, что нет жестких требований к порядку обоснования и формированию стоимости. Если Положение о закупке не требует от заказчика обоснования цены, то достаточно ее указать, описав порядок формирования.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/222027920

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

Методы определения нмц по 223 фз

В 44-ФЗ вопросам начальной максимальной цены контракта посвящена отдельная статья. Государственные заказчики не только должны указать цену в закупочной документации, но и провести ее обоснование с использованием утвержденных законодательно методик.

223-ФЗ носит декларативный и рамочный характер. По 223-ФЗ вопрос обоснования и определения начальной максимальной цены контракта или договора (НМЦК) освещен не так полно, и заказчики должны самостоятельно определить порядок формирования начальной цены.

Как заказчики определяют начальную максимальную цену

В 223-ФЗ нет упоминания о том, какого порядка должен придерживаться заказчик при определении и утверждении цены контракта. Но в отдельных статьях упомянутого закона встречается указание на начальную максимальную цену, как обязательный атрибут закупочной документации.

В рамках 223-ФЗ главным документом, который регулирует всю закупочную деятельность заказчика, называют Положение о закупках.

В указанный документ включают полный спектр сведений о регламенте проведения закупок заказчиком, включая формирование им цены договора (по ч. 2 ст. 2 223-ФЗ).

Именно Положение о закупках является основным документом, регламентирующим методику расчета НМЦК в ходе закупки.

В п. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ подчеркивается, что в опубликованном извещении о конкурентной закупке в ЕИС заказчику нужно указать информацию о начальной максимальной цене договора или привести формулы цены с правилами расчета суммы, подлежащей уплате, с максимальным значением цены.

Еще один вариант для заказчика – указать максимальное значение цены единицы товара, работы и услуги с предельной ценой подписываемого контракта. Какой вариант выбрать заказчику для указания цены договора, будет зависеть от типа закупки. Например, закупая услуги ОСАГО, заказчик может привести официальную формулу для расчета тарифа на страхование от Банка России.

Цену единицы товара стоит указать, если на момент закупки определить ее фактический объем не представляется возможным.

На основании п. 5 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ начальная максимальная цена должна быть указана в закупочной документации.

Кроме извещения и документации, сведения о цене договора включаются в план (по пп. 8 п. 1 Требований к форме плана, указанных в Постановлении Правительства от 2012 года №932).

Если указанные документы не содержат упоминания на начальную цену контракта, то контролирующая инстанция может отменить такую закупку (на основании п. 1 Обзора судебной практики по вопросам применения 223-ФЗ от 2018 года).

Ссылка на порядок формирования НМЦК по 223-ФЗ приведена в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельными юрлицами от ФАС 2015 года. В 7 разделе указано на целесообразность установления в Положении о закупках методики обоснования цены в зависимости от предмета договора.

Но данный Стандарт имеет лишь рекомендательный характер и направлен на оптимизацию закупочной сферы. Поэтому применять положения Стандарта заказчик может по желанию.

Порядок формирования и обоснования цены договора не зависит от типа цены: для конкурентных закупок и неконкурентных закупок у единственного поставщика действуют единые правила.

Требования к обоснованию

В настоящий момент заказчик сам устанавливает порядок формирования цены договора. То есть он не должен прописывать в Положении используемую методику обоснования цены, так как закон не предусматривает подобной обязанности для заказчика. На практике это приводит к злоупотреблениям и рискам неэффективного расходования бюджетных средств.

Хотя заказчик может проводить обоснование цены контракта по своему усмотрению, он не должен включать его в извещение о закупке и документацию.

Данный вывод находит подтверждение и в сложившейся практике ФАС. Так, к такому выводу в свое время пришло Санкт-Петербургское подразделение УФАС в решении №Т02-501-17 от 2017 года.

При этом заказчик в Положении о закупке вправе установить обязанность по обоснованию НМЦК и включение обоснования в письменной форме в извещение о закупке и закупочную документацию. Если такие требования были предусмотрены заказчиком, то он обязан их неукоснительно соблюдать, и тогда обоснование включается в извещение о закупке и документацию.

Нередко неверной трактовке подвергаются положения п. 7 ч. 10 ст .4 223-ФЗ. Здесь сказано, что заказчик обязан включать порядок формирования цены договора.

Но речь здесь идет только о том, что стороны должны четко указать в контракте в разделе с ценой, включает ли она затраты на доставку товара, налоги, страхование, уплату таможенных пошлин и пр.

То есть эта норма обязывает определенным образом прописывать цену договора, оплатить который заказчик планирует по результатам закупки.

C января 2020 года предполагается внесение изменений в действующий порядок обоснования начальной цены. На сайте Минфина размещен проект закона, который введет дополнительные обязанности для заказчиков по 223-ФЗ в части обоснования цены. С проектом изменений, который затронет ч. 2 ст. 2 223-ФЗ, можно ознакомиться здесь.Сейчас в статье подчеркивается, что в Положении о закупке заказчику следует регламентировать закупочную деятельность и включить в его порядок проведение закупок с использованием конкурентных и неконкурентных способов (которые перечислены в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 223-ФЗ), условия их применения, порядок подписания договоров и внесение обеспечение.

Через законопроект Минфин планирует добавить обязанность заказчика прописывать в Положении о закупках порядок обоснования НМЦК. Такие поправки призваны повысить эффективность закупок и сделать их более прозрачными, а также минимизировать проявления коррупции.

Методы определения

Требования о применении определенных методов обоснования цены в 223-ФЗ не предусмотрено. Это подтверждает, например, письмо Минфина от 2017 года №24-01-09/61629 или практика рассмотрения жалоб в ФАС.

Для расчета и обоснования цены контракта по 223-ФЗ заказчик может использовать ту же методологию, которая применяется в рамках 44-ФЗ, или же установить собственный порядок цены.

Если заказчик решил использовать методы по 44-ФЗ, то ему стоит ориентироваться на положения Приказа МЭР №567 от 2013 года. Указанный приказ содержит 5 основных методов для определения начальной максимальной цены:

  1. Метод рыночного анализа.
  2. Нормативный.
  3. Тарифный.
  4. Проектно-сметный.
  5. Затратный.

Указанные методы универсальны и могут применяться как в закупках по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Порядок обоснования заказчиком начальной максимальной цены договора может проводиться по следующему алгоритму:

  1. Определяется потребность в товаре, работе и услуге.
  2. Приводится описание объекта закупки.
  3. Проводится маркетинговое исследование через изучение общедоступных источников информации для определения цены товаров, работ и услуг, в которых возникла потребность.
  4. Определяется метод обоснования НМЦК.
  5. Производятся необходимые расчеты.

Метод рыночного анализа или запроса ТКП

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения цены договора. Его суть состоит в запросе технико-коммерческих предложений заказчиком (ТКП) для определения среднерыночной стоимости.

Именно она и будет выступать НМЦК. Согласно рекомендациям, заказчику нужно отправить не менее 5 запросов на получение коммерческих предложений, при этом в расчетах должны участвовать как минимум 3 запроса.

При проведении анализа используются цены на идентичные товары (с одинаковыми характерными признаками) и на однородные товары (которые не являются идентичными, но обладают сходными характеристиками).

Помимо запроса коммерческих предложений, заказчик вправе получать нужную ему ценовую информацию при отправке запросов на предоставление коммерческих предложений путем размещения сведений в открытом доступе (которые являются офертой), анализа сведений из статистических бюллетеней, реестра договоров и пр.

После получения ценовой информации заказчик должен провести ее корректировку. Если информация от поставщиков была получена не позднее, чем за 6 месяцев до определения цены, то корректировка не требуется.

В ином случае применяются определенные индексы или коэффициенты для приведения цены к актуальному состоянию.

При использовании в качестве источника информации реестра договоров корректировка цены, которая была достигнута через конкурс, осуществляется путем ее увеличения на 10%, аукцион – на 13%, запрос котировок и предложений – на 17%, при неконкурентной закупке – не корректируется.

Заказчику также нужно следить за тем, чтобы полученная им ценовая информация отвечала признакам однородности. Ему следует учесть коэффициент вариации из п. 3.20 Методических рекомендаций из Приказа №567. Если полученные цены отклоняются друг от друга более, чем на 33%, то полученная совокупность цен признается неоднородной.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.