+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто расследует преступления военных

Подследственность уголовных дел

Кто расследует преступления военных

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 54 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

https://www.youtube.com/watch?v=DSg3VQoT0ME

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источники:

Подследственность

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Формы предварительного расследования

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/podsledstvennost-ugolovnyh-del/

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Кто расследует преступления военных

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Понятие, виды военных преступлений в международном праве и ответственность за их совершение

Кто расследует преступления военных

Военное преступление в международном праве – особо тяжкое правонарушение, совершенное в ходе боевых действий, сопряженное с массовым уничтожением людей.

Впервые международное сообщество заговорило о преступности в ходе вооруженных конфликтов после Первой мировой войны.

После принятия ряда международных нормативных актов, регулирующих порядок ведения боевых действий, военные преступления не прекратились. Примеры таких правонарушений встречаются и по сей день.

Характеристика военных преступлений

Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя главными факторами: техническим развитием и стремлением полностью уничтожить ресурсы противника.

Появление новых типов вооружений, связанных с нанесением мучительной смерти, и оружия массового поражения привело к значительному повышению боевой мощи.

Военные правонарушения получили окраску преступлений против человечности, поскольку уничтожение людей, бесчеловечное отношение и причинение страданий не должны становиться целями вооруженного конфликта.

Международная защита прав человека во время военных действий

Стремление уничтожить противника привело к появлению особых методов ведения войны. Разрушение гражданских построек, жилища, атаки на гражданское население, убийство военнопленных подрывают обороноспособность государства. Тем не менее деяния являются не оправданными с военной точки зрения, поскольку наносят ущерб не участвующим в конфликте людям.

Система международного гуманитарного права предусматривает исчерпывающий перечень военных преступлений во всех проявлениях. Они делятся на две крупных категории:

  1. Серьезные нарушения Женевских конвенций.
  2. Серьезные нарушения иных норм международного права.

Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»

Первая категория образует группу преступлений против человечности. Правонарушения связаны с умышленными действиями военнослужащих и распространяются на вооруженные силы противника. Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:

  • бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
  • захват людей в качестве заложников;
  • причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
  • умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
  • перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
  • массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
  • лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата «без суда и следствия»);
  • депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.

Категория правонарушений, связанных с нарушением норм иных актов международного права, более разносторонняя. Среди такого рода деяний выделяют следующие группы преступлений:

Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.

  • нападение на гражданское население (отдельные убийства, массовые, геноцид);
  • нападение на гражданские объекты (школы, поликлиники, продовольственные места и т.п.);
  • удары по объектам, людям, транспорту гуманитарных организаций, действующих под эгидой ООН («Красный крест»);
  • нападения при условии, что преступник знал о риске причинения случайной гибели гражданским лицам и объектам и о несоразмерном ущербе;
  • удары по незащищенным объектам, которые не могут быть целями военных операций.

Важно! Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние.

Международно-правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование военной преступности обеспечивается специализированными международными актами.

Основным актом общего содержания является Римский статут Международного уголовного суда.

Это документ, включающий понятие, классификацию военных преступлений, описывающий особенности уголовной ответственности и одновременно устанавливающих порядок производства по делам преступников.

https://www.youtube.com/watch?v=h-xnY5Xzhxg

Закон 1-ФКЗ «О военном положении» на страже безопасности страны

Детализация правонарушений в зависимости от сферы и направленности содержится в Гаагских и Женевских конвенциях. Первая группа документов принята до Первой мировой войны – в 1899 и 1907 годах.

Они регулируют порядок ведения боевых действий, разрешает и запрещает использование определенных типов оружия, методов, средств. Женевские конвенции составляют группу из 11 документов, принятых в период с 1864 по 1949 годы.

Нормативные акты регламентируют преступления против раненых, больных, военнопленных, гражданского населения.

Вопросам регулирования военных преступлений посвящены другие документы. Они направлены на детализацию установленных в упомянутых выше конвенциях преступлениях, в том числе к условиям современных реалий вооруженных конфликтов. Условно документы можно разделить на следующие группы:

  • Дополнительные протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям;
  • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Уставы Нюрнбергского, Токийского трибуналов, Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии);
  • иные документы (отраслевые конвенции, пакты).

Источник: https://sprosi-urista.ru/ponyatie-vidy-voennyh-prestuplenij-v-mezhdunarodnom-prave-i-otvetstvennost-za-ih-sovershenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.